Елена Николаевна Шапорова
Из опыта работы педагогов ДОУ «ТРИЗ-технология в развитии связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина, занимающаяся проблемами техники. Основатели ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер, Г. И. Альтов, И. М. Верткин, С. С. Литвина и др. – ведущими направлениями своей деятельности считают развитие творческого начала в науке т технике, а в области образования – формирование творческой грамотности как части общечеловеческой культуры. Теория ТРИЗ предусматривает методы и приемы развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.
Публикация «Из опыта работы педагогов ДОУ „ТРИЗ-технология в развитии связной речи детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Сегодня ТРИЗ – технология позволяет решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его в том, что ребенок не получает готовых знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых явлений и закономерностей.
Итак, дошкольники и решение изобретательских задач. Возможно ли это? Мы отвечаем – да!
Быть может, и мы когда – нибудь дождемся, что люди перестанут оправдываться тем, что не умеют красиво говорить. А. П. Чехов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей
г. Советская Гавань Хабаровского края
Конспект методического объединения «Развиваем мысль и слово»
(из опыта работы с педагогами по внедрению ТРИЗ-технологии для развития связной речи дошкольников)
Автор: Елена Николаевна Шапорова,
старший воспитатель МБДОУ детский сад № 6
г. Советская Гавань
2016 г
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта»
Американский психолог Фромм.
Вступительное слово старшего воспитателя: Основные направления работы по теме методического объединения «Использование ТРИЗ – технологии в развитии связной речи дошкольников».
В этом году на методическом объединении мы будем говорить о процессе формирования литературного творчества. Смысл и значение детского литературного творчества в том, что оно позволяет ребенку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Тяга к литературному творчеству не врожденное качество, не природный дар, а результат воспитания.
Задача, стоящая перед педагогами : поиск и реализация новых оптимальных путей развития словесно – художественного творчества у дошкольников
через формирование выразительности и образности речи дошкольников (МО № 1 «Развиваем мысль и слово»);
через развитие поэтического слуха (МО № 2 «День, прожитый в рифму»);
в процессе ознакомления со сказкой (МО № 3 «Академия сказочников»).
Неординарный подход к решению поставленной задачи наиболее важен в дошкольном детстве, т. к. в этот период своего развития ребенок все воспринимает более эмоционально, а яркая насыщенная непосредственно образовательная деятельность, основанная на развитии словесного мышления и воображения, поможет ему развить творческие способности.
Практика показала, что такой универсальный инструмент, как ТРИЗ, можно и нужно с успехом применять в работе с дошкольниками. Каждый участник образовательного процесса сам решает: идти в ногу с будущим или вышагивать пятками вперед.
= Слайд – презентация; памятка по ТРИЗ – технологии=
Одна из проблем, с которой мы столкнулись – невыразительная речь дошкольников. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой и тембром голоса, но и образность слова.
В ходе словарной работы дошкольник легче знакомится с многообразием существительных, глаголов, наречий. Но реже использует прилагательные. А ведь именно с пониманием и активным употреблением прилагательных значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Развитие образной речи, использование самых разнообразных выразительных средств, способствуют проявлению интереса к языковому богатству, служат важной составляющее воспитания ее культуры.
Задачи для работы с дошкольниками :
1. Формировать образную связную речь на основе использования жанров художественной литературы, устного народного творчества.
2. Осуществлять взаимосвязь всех сторон речевого развития.
3. Обогащать и активизировать словарный запас.
4. Развивать детскую фантазию и воображение, словесно – логическое мышление.
1.1. О некоторых приемах по развитию речи. Тренинг «Расскажи о предмете» или «О чем поведал дверной замок» (Е. Н. Шапорова).
Итак, отправляемся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.
Перед вами обычный замок, один из тех, что вешают двери гаража. Давайте попробуем вместе выполнить задание – рассказать о нем.
Не так уж много сумели мы, взрослые, сказать об объекте.
А теперь попробуем сделать то же самое с помощью системного оператора в ТРИЗ технологии, метода эмпатии.
Итак, перед нами объект. Его описание мы представим как подъем по лесенке, где каждая ступенька несет в себе новую содержательную информацию.
Первая ступень. На ней условный знак светофора:
Желтый – назвать объект (замок)
Красный – назвать класс, к которому он относится (запирающее устройство)
Зеленый – назвать основные элементы (корпус, дужка).
Вторая ступень. РФЦВ – размер, форма, цвет, вещество. Ничего нового пока, мы это сделали в предыдущем описании.
Обратим внимание на фразу «Что из этого следует?».
Замок.
а) Цвет черный, значит, ночью его плохо видно. Это хорошо, т. к. его не увидит посторонний. Это плохо, т. к. нужно носить с собой фонарик.
Б) замок небольшого размера, легко умещается в руке.
В) Он изготовлен из железа, поэтому он не разобьется, если упадет на пол. Он прочный. Но может заржаветь, если на него попадет вода. Зимой замок нельзя открывать без перчаток: на морозе он холодный, и нежная кожа ладони может примерзнуть к нему…
Третья ступень. Функции. Определяем назначение предмета: замок – охранять имущество.
Четвертая ступень. Сравнения. При переходе на эту ступень объект сравнивают с другими объектами по цвету. Размеру, веществу, функциям, по тем субъективным ощущениям, которые он вызывает.
• Замок – будто черный жук: сел на дверь, сложил крылышки, только усы выставил, Отдохнет и вновь полетит.
• Замок – словно лебедь: изогнул шею, спрятал голову под крыло.
• Замок – как упрямая коза: пока запрешь, намучаешься.
Сравнения можно продолжать до бесконечности. У каждого они свои, неповторимые, основанные на личном опыте – тем и прекрасны.
Пятая ступень. Время. Давайте подумаем, чем был замок десять, двадцать лет назад. А что с ним произойдет через 20 лет? Нужны ли они будут в будущем.
Смотрите, получается просто бесконечное повествование о замке! А вначале нам хватило несколько строк. Но это еще не все.
Шестая ступень. Эмпатия. Это метод, при котором автор вживается в образ и уже от лица этого образа ведет рассказ.
Правда, интересная картина. Даже взрослый практически не использует все возможности для полного описания объекта.
1.2. Мастерская Сравнилки (Костина Л. А.)
Чтобы речь стала выразительной, интересной, необходимо проводить целенаправленную систематическую работу. Такая попытка сделана Костиной Л. А. Тема ее самообразования «Развитие творческой речевой активности ребенка 5-6 лет в процессе освоения средств языковой выразительности (образное сравнение)».
Вопросы теории «Формирование образной речи»
1. Существительные, прилагательные
2. Глаголы, наречие.
3. Образные обороты:
Эпитеты (прилагательные, существительные, причастия)
Синонимы
Антонимы
Сравнения
Фразеологизмы
Метафоры
Олицетворение
Сравнение – строится на сопоставлении предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки.
Олицетворение – это перенесение человеческих черт на предметы и явления неживой природы (наиболее сильное образное речевое средство).
Фразеологический оборот (фразеологизм) – семантически несвободное сочетание слов, которое не составляется в процессе высказывания.
Система работы над образностью речи дошкольников :
1. Познакомить с образными оборотами и научить понимать их переносное значение.
2. Провести
Обучение детей созданию сравнений;
Обучение составлению разнообразных загадок;
Обучение составлению метафор, олицетворений, фразеологизмов.
Организационные формы для проведения работы по развитию словесно – художественного творчества дошкольников:
1. Дидактическая игра
2. Игра – фантазия (ежедневный «час игры» для развития воображения и речевого творчества).
Мастер-класс Л. А. Костиной «Образные сравнения»
«Чтобы что – то было доступнее, нельзя быть скупым на сравнения. Часто понятное еще более поясняется сравнением! Эти сравнения надо брать из предметов самых знакомых»
Н. В. Гоголь
Начальный этап освоения сравнений:
а) работа с литературными текстами;
б) накопление у детей знаний о качествах и свойствах предметов окружающего мира, их строении, назначении, способах использования в процессе наблюдения, рассматривания.
в) накопленные знания и умения – условие для обучения детей центральной операции сравнения – определению оснований для сравнения.
Задания по теме «Понимание и употребление сравнений» :
1. Учить понимать сравнения (на сопоставлении по разным основаниям с использованием наглядного материала; без; по признаку).
2. Учить подбирать слова к сравнениям (по действию; по разным основаниям).
3. Учить составлять сравнения.
4. Учить использовать сравнения.
Игры – упражнения «Сравни на что похоже»
Работа с моделью составления сравнений (ТРИЗ)
Примечание: освоение детьми операции сравнения позволяет перейти к обучению умению составлять загадки (сравнениие – один из способов создания загадки).
Синонимы
Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов.
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по значению.
Система работы по знакомству с синонимами:
а) уяснение особенности «слов – друзей»
• Поищите «слова – друзья» в стихотворениях
• Найдите «слова – друзья» в рассказе (сказке);
• Отыщите «слова – друзья» в пословицах и поговорках.
б) обучение самостоятельному подбору синонимического ряда
* подобрать синоним к последнему слову стихотворения так, чтобы оно прозвучало складно;
*подобрать к выделенному слову «дружащее» с ним слово. Сравнить словосочетания по смыслу;
* найти в паре предложений одинаковые слова.
в) подбор синонимов в текстах: при пересказе, составлении рассказов.
1.3. Делимся опытом
Репортажи из групп
Презентация дидактических пособий
1.4. Педагогический марафон «А у вас…» (методы и приемы)
Картинный словарь – копилка образных сравнений
Словарь эпитетов
Обучающий альбом «Парные картинки» для закрепления умения сравнивать. По ним удобно упражняться в объяснении основания для сравнения. Чем похожи? (салют – попугай; салют – фонарик; салют – цветок, салют – спичка, гром, фонтан)
Игра «Домино» по принципу парных картинок.
Работа с карточками : на левой стороне листа надо изобразить предмет, на правой стороне – изображения-сравнения (можно аппликативно)
Создание коллажей (можно с участием родителей)
Игровой персонаж (Незнайка, Сравнилка)
Модель со схематическими изображениями признаков (системный оператор ТРИЗ технология)
Почетное звание и переходящая медаль «Сочинитель»
Соревнования команд мальчиков и девочек. «Королева слова» и «Король слова».
Праздник сочинялок (ко Дню поэзии).