Приложение МААМ

Использование графического плана в развитии связной речи детей.

Людмила Курочкина
Использование графического плана в развитии связной речи детей.
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, различные символы, знаки, наглядные модели. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

Публикация «Использование графического плана в развитии связной речи детей,» размещена в разделах

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

• Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Именно мнемотехника объединяет в себе эти два фактора: наглядность и план высказывания.

Что же такое мнемотехника? Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемотехника» введён Пифагором Самосским в 6-м веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Это далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти.

• Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

• Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и как следствие - развитие речи через игру.

Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении, где зрительные образы – инструмент для запоминания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

Развитие связной и диалогической речь.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

• Обучение детей правильному звукопроизношению.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развитие у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т. д.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Педагог должен передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Мнемодорожки и мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

В детском саду можно использовать мнемотаблицы :

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказа;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

В младшем возрасте используются простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей) Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Для пересказа сказок используются мнемотаблицы с героями сказки. Существуют мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. (Т. А. Ткаченко)

Для детей среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Дети старшего возраста могут самостоятельно составлять свои мнемотаблицы или раскрашивать мнемотаблицы, которые им предлагаются в чёрно-белом варианте.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.

6. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности:

1. Чтение рассказа.

2. Рассматривание мнемотаблицы.

3. Чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты, пересказывают, повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей, развивается речь.

Литература:

1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2001.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб., 2000 г.

3. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

4. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Санкт-Петербург, 2011.

5. Учебник мнемотехники, 2002 // https://www.mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm

Публикации по теме:

Использование дидактических игр, способствующих развитию связной речи детей раннего возраста Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. Малыш может не уметь еще.

Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать.

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в развитии речи детей с ОНР КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В РАЗВИТИИ РЕЧИ.

Консультация для родителей «Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей 4–5 лет» Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

Консультация для родителей. Роль графического диктанта в развитии мелкой моторики рук в старшей группе. В настоящее время многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет. Но.

Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии. Развитие речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Связная речь является существенным показателем умственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование графического плана в развитии связной речи детей.
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 20:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование графического плана в развитии связной речи детей.» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Курочкина (УИ 126953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД