Людмила Курочкина
Использование графического плана в развитии связной речи детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, различные символы, знаки, наглядные модели. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
Публикация «Использование графического плана в развитии связной речи детей,» размещена в разделах
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Именно мнемотехника объединяет в себе эти два фактора: наглядность и план высказывания.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемотехника» введён Пифагором Самосским в 6-м веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Это далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти.
• Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
• Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и как следствие - развитие речи через игру.
Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении, где зрительные образы – инструмент для запоминания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
• Развитие связной и диалогической речь.
• Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
• Обучение детей правильному звукопроизношению.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т. д.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Педагог должен передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Мнемодорожки и мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
В детском саду можно использовать мнемотаблицы :
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказа;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
В младшем возрасте используются простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей) Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Для пересказа сказок используются мнемотаблицы с героями сказки. Существуют мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. (Т. А. Ткаченко)
Для детей среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Дети старшего возраста могут самостоятельно составлять свои мнемотаблицы или раскрашивать мнемотаблицы, которые им предлагаются в чёрно-белом варианте.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности:
1. Чтение рассказа.
2. Рассматривание мнемотаблицы.
3. Чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты, пересказывают, повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей, развивается речь.
Литература:
1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2001.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб., 2000 г.
3. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
4. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Санкт-Петербург, 2011.
5. Учебник мнемотехники, 2002 // https://www.mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm