Анжела Безрукова
Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПТИЦ»
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ
в подготовительной группе
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
БЕЗРУКОВА АНЖЕЛА ПЕТРОВНА
учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР - детский сад №56 «Сказка»
г. Димитровград
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
Г. С. Альтшуллер.
Публикация «Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ „Путешествие в мир птиц“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Современный ребенок к 6-7 годам должен овладеть всей системой родного языка: правильно произносить все звуки, воспроизводить слова различной слоговой структуры; говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки – это и является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Логопедам хорошо известно, что полноценное овладение навыками связной речи детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. Поэтому формирование связной речи старших дошкольников 6-7 лет с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Проведение занятий по развитию связной речи у детей с ТНР часто вызывает трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено психологическими особенностями детей и их ограниченными речевыми возможностями. Детям с ОНР сложно организовывать и выстраивать в логической последовательности собственные высказывания. Словарный запас у таких детей беден, в свободной речи наблюдаются смысловые пропуски, аграмматизм.
Использование элементов ТРИЗ позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя; хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человечка, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
Программное содержание:
1. Актуализация словаря по теме «Птицы» : глаголы - чирикают, свистят, щебечут, кукуют, курлычат, каркают; наречия - хорошо, тепло, уютно, свободно, тесно, плохо, весело, грустно; существительные – части тела птиц др. ; прилагательные
2. Развитие творческого мышления, фантазии с помощью метода морфологического анализа на примере изобретения домика для птицы с помощью кругов Луллия.
3. Учить разрешать противоречия в игре «Хорошо-плохо», самостоятельно рассуждать.
4. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, закреплять навык построения сложных предложений с союзом потому, что.
5. При помощи системного анализа «девятиэкранки» систематизировать и углубить знания детей о птицах.
Оборудование:
Дидактические игры «Логический поезд», «Поезд времени»; предметные картинки с изображением птиц, их домиков; схемы-таблицы: части птиц, «девятиэкранка»; цветные карандаши, листы бумаги для рисования; магнитная доска; магнитофон с записями голосов птиц; круги Лулла «Волшебные кольца»; обручи для динамической паузы;
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Для этого нам нужен транспорт. Мы составим с вами поезд из вагончиков и отправимся в путь. Все вагоны необходимо «скрепить» между собой, найти общее в предметах, изображенных на вагончиках и объяснить смысловую связь. (дид. игра «Логический поезд», на наборном полотне дети выставляют вагончики с изображенными предметами и объясняют почему выбрали именно эту картинку, составляя предложение сложной конструкции «С деревом можно скрепить птичку, потому что она вьет гнездо на ветках деревьев, или с деревом можно скрепить стол, потому что он сделан из дерева – деревянный… и т. д.)
Логопед: Поезд готов, отправляемся в страну, где живут птицы. Как может называться такая страна? (дети дают свои названия … «Мир птиц»)
Логопед: С нами в «Мир птиц» отправляется необычная птичка, она нам поможет в пути. Отгадайте ее название по первым звукам изображенных предметов. (Чива)
Логопед: Расскажем Чиве, что мы знаем о птицах? Кто такие птицы, что у них общее? (дети по таблице называют общие признаки птиц).
Дети: это живые существа, у них есть крылья, все тело покрыто перьями и хвост тоже из перьев, есть клюв и две лапки.
Логопед: Вот мы и прибыли в Мир птиц, мы закроем глаза и послушаем звуки этого мира (включается запись голосов птиц). Ребята, откройте глаза и скажите, как издают голоса птицы? Что они делают? (чирикают, свистят, щебечут, кукуют, курлычат, каркают и т. д.)
Логопед: Посмотрите внимательно вокруг себя и скажите, какое время года в этой стране? (кабинет логопеда украшен весенними цветами, изображениями разных птиц на ветках, в гнездах, на воде и т. д.) Дети называют время года, перечисляют признаки весны.
Логопед: Правильно, наступила весна и многие птицы возвращаются в свои родные места. Ребята, расскажите, а почему они возвращаются?
Дети: Это их Родина, здесь стало тепло, появляется много корма, им нужно делать домики и высиживать птенцов.
Логопед: А в каких домиках живут птицы?
Дети: В скворечнике, в гнезде, в дупле.
Логопед: Вот посмотрите какие необычные домики делают себе сами птицы. (показ иллюстраций «Варежка» - домик в виде варежки из листьев дерева, «Шалашник» - птица делает дом из прутьев в виде шалаша, «Съедобное гнездо» -птицы строят гнездо из своей слюны, «Рыжий печник» - гнездо птицы из глины и др.).
Логопед: Вот и наша птичка Чива вернулась в родные края и ей тоже нужно выводить птенцов. Она просит придумать ей необычный домик. (С помощью кругов Луллия «Волшебные кольца» дети изобретают домик для друга, на первом кольце указаны размеры: маленький, средний, большой.
На втором кольце указаны формы предметов: круг, овал, квадрат. прямоугольник, треугольник.
На третьем кольце расположены цвета.
И на четвертом кольце расположены материалы: стекло, дерево, металл, солома, бумага, пластик, шерстяные нитки;
Дети вращают кольца и по выпавшим секторам рассказывают какой получился дом (большой круглый зеленый стеклянный, или маленький треугольный красный шерстяной и т. д.) У каждого ребенка свой вариант домика.
Динамическая пауза: на полу лежат обручи – «домики».
Логопед: Домики готовы, представим, что мы все превратились в маленьких птичек и поселились в этих домиках. Глазки закрыли и представили, расскажите, что вы чувствуете. Чива говорит, что ей спокойно, тепло, уютно (дети продолжают, рассказывают с помощью игры «Хорошо-плохо» чем домик хорош, а чем плох; затем «летают» - изображают птиц, клюют, шагают по земле, пьют водицу из лужи и т. д.)
Логопед: Домики есть, в них могут расти птенцы. Чива хочет посмотреть, знаете ли вы как растут и развиваются птицы. (дид. игра «Поезд времени», детям раздаются карточки с изображением птицы в разные временные периоды : мама-птица, высиживающая яйца в гнезде - яйцо - желторотый птенец без перьев - подросший оперившийся птенец - взрослая птица; дети выстраиваются в одну линию и объясняют, почему они так встали).
Логопед: Молодцы, ребята, наша птичка довольна тем, что вы так много знаете о птицах. Давайте попробуем привести наши знания о птицах в определенный порядок – систему. Составим таблицу знаний - «девятиэкранку» (игра проводится в виде «мозгового штурма). На доске вывешивается таблица из 9 «экранов», детям задаются вопросы в стихотворной форме, они отвечают и зарисовывают схематично в таблице или выставляются заранее нарисованные схемы-карточки.
7 экран
(места обитания) 3 экран
(надсистема) 9 экран
(применение системы)
4 экран
(система в прошлом) 1 экран
(система) 5 экран
(система в будущем)
6 экран
(подсистема прошлого) 2 экран
(подсистема) 8 экран
(разнообразие видов системы)
Логопед: 1- Мы сейчас рассмотрим «что-то» (система – то есть сама птица, в первом экране рисуется птица).
2 – Это «что-то» из чего-то (подсистема, т. е. из чего состоит, части птицы, во втором экране дети называют и зарисовывают схематично части: голова, клюв, тело, крылья, хвост, лапы).
3 – Это «что-то» часть чего-то (надсистема, т. е. к чему принадлежит – стая, класс птиц, в третьем экране зарисовывается большая стая птиц).
4 – Чем-то раньше было «что-то» (система в прошлом, т. е. из чего появилась птица, в четвертом экране зарисовывается яйцо).
5 – Что-то будет с этим «что-то» (система в будущем, что может произойти с птицей)
6 – То, чем раньше было «что-то», тоже из чего-то (т. е. из чего состоит яйцо – части яйца зарисовываются).
7 – Это «что-то» проживает где-то (зарисовываются места обитания, домики птиц в седьмом экране).
8 – Много есть друзей у «что-то» (чем отличаются птицы друг от друга - размеры, окраска и т. д.)
9 – Это «что-то» нужно для чего-то (где находит применение).
Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Интересно было вам, что особенно понравилось? (ответы детей) Нашей птичке тоже понравилось и она благодарит вас всех. Чиве пора улетать, а на прощание она вам приготовила подарки (дети в гнезде находят яйца «Киндер-сюрпризы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеенкова Е. Г Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста. М. : Компания спутник +, 2004.-49 с.
2. Альтшуллер Г. С. Найди идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.
3. Афанасьева О. В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2005. 20 с.
4. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема// Педагогика детства: Петербургская научная школа. СПб. : «Адверта», 2005. -490 с, С. 218 - 234.
5. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе//Альманах Детство №1, 1998, С. 56-71.
6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Академия, 2002. - 320 с.
7. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М. : Знание, 1981. - 96 с.
8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990. - №4. - С. 5-14.
9. Власова Н. Г. Игры экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С. 24-36.
10. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность: методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы. Ульяновск, 2001. - 69 с.
11. Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. -М. : Сфера, 2002. 28 с.
12. Жмырева М. А., Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием. — Ульяновск: Симбирская книга, 2001. 63 с.
13. Зак А. З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. М. : АРКТИ, 2003. - 104 с.
14. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-80 с.
15. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.