Папки-передвижки

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей

Ася Даньшина
Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

А. С. Пушкин

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление весьма редкое. Таким образом, одной из приоритетных направлений дошкольного образования является речевое развитие.

Публикация «Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей» размещена в разделах

Дети очень любят сказки. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Она зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. В ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая для многих сказок традиционной. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными выражениями, проявляющимися в присказках, присловиях, прибаутках, крылатых выражениях и поучительных изречениях. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Игра в сказку способствует активизации словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи.

В работе по речевому развитию детей я использую сказочный материал, вводя приемы и методы ТРИЗ. Методика ТРИЗ была придумана и разработана лет 50 назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовала развитию мышления, гибкости, системности и оригинальности. Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Задания с элементами ТРИЗ помогают научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

К примеру, метод «Сказка продолжается» полезен и интересен тем, что можно, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло, развивать воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы. Можно поразмыслить с детьми: репку вытащили, а как ее делили - кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; Колобка съела лиса - а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в великана и стал мешать лисе; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а как живут Золушка и принц, поженившись, - может, им опять мешает мачеха с ее дочерьми; а коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка. Или «Изменение ситуации в знакомых сказках» : в очередной раз рассказывая детям знакомую сказку, договариваемся что-то в ней изменить. К примеру, «Гуси-лебеди» - На пути девочки встречается серый волк; «Волк и семеро козлят» - Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения.

Д. Родари предлагает еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки. Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливый сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка» : «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка». «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешат поправить меня дети. «Да-да, я забыла, конечно, Красная. Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке!» Дети охотно принимают правила новой игры. Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Метод «Сказки, но по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым.

Метод «Сказки с новым концом» помогает придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически и завершенным сказкам :

Традиционная: «Три медведя». Маша убежала от медведей.

Возможные: Маша помирилась с медведями.

Традиционная: «Петушок и бобовое зернышко». Конечно, петушку помогли.

Возможные: Петушок сам себе помог.

Традиционная: «Репка». Вытянули репку.

Возможные: Вытянули не репку, а… клад.

Метод «Из сказки убежали все глаголы или существительные» Несколько примеров: в сказке «Рукавичка» убежали все части речи, кроме глаголов: Шел, бежала, бежит, залезла жить, скачет, спрашивает. Остались только существительные (та же сказка «Рукавичка») : Дед, лесом, собачка, дед.

Используя метод «Каталога», я успешно включаю детей в творческое сочинительство. С помощью наугад выбранных носителей из чудесного мешочка дети строят связный текст сказочного содержания. Для этого им помогают наводящие вопросы: жил-был кто? он дружил с кем? пошли они путешествовать и встретили кого-то злого (описать? что стали делать? чем закончилась?

Таким образом, сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Публикации по теме:

Использование графического плана в развитии связной речи детей. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные.

Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук на логопедических занятияхИспользование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях Широко известен факт, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том.

Использование нетрадиционных техник и материалов в развитии художественно-творческих способностей дошкольниковИспользование нетрадиционных техник и материалов в развитии художественно-творческих способностей дошкольников Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Конспект мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Конспект мастер-класса для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: ознакомление.

Консультация для родителей «Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей 4–5 лет» Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии. Развитие речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Связная речь является существенным показателем умственного развития.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста» Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Формировать.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей
Опубликовано: 14 мая 2016 в 10:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Ася Даньшина (УИ 120146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД