Едрец Олеся
Технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Из опыта работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Работая по ФГОС ДО, возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
В ноябре 2015 года я прошла обучение на семинаре «Использование игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в аспекте реализации ФГОС ДО». Начала заниматься с детьми своих групп и развивать их с помощью игр, предлагаемых данной технологией.
Публикация «Технология интеллектуально-творческого развития детей „Сказочные лабиринты игры“ В, В, Воскобовича, Из опыта работы,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Меня привлекло в ней то, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры (от 2-3 лет до средне школы).
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Для эффективного решения образовательных задач по данной технологии с детьми 6-7 лет я использовала в работе «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Волшебная восьмерка 1», «Игровизор», «Чудо-цветик», «Кораблик «Плюх-плюх». Детей знакомила с персонажами сказок. Например: в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Прозрачном квадрате» – Незримка Всюсь, ворон Метр, в «Волшебной восьмерке» – попугаи Эник и Беник.
Знакомясь со сказочными героями, мы преодолевали с детьми совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха.
Эти игры мы используем как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в самостоятельной. У детей появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Обучающее игровое пособие «Игровизор» явилось прекрасным дополнительным средством по математическому развитию детей, формированию представлений о предметном и природном мире.
Дети учатся ориентироваться в пространстве, разбирается в формах и размерах, изучает понятие «симметрии» и сравнивает изображения по всем этим признакам. Также развивая свое воображение.
В игре ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию, развивает мелкую моторику. Играя с «Игровизором» дети могут исправить неправильно выполненное задание, что стимулирует «ситуацию успеха».
В игре «Прозрачный квадрат» дети знакомятся с эталонами формы и величины, соотношениями целого и части, пространственными отношениями предметов в сказочной форме. Обыкновенные прозрачные пластинки с геометрическими формами становятся «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях мальчика Гео, дети воплощают сказочные образы в предметные формы.
Интересной и новой для детей стала игра «Геоконт» («Чудесная поляна»). В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции сознания. С помощью волшебных ниточек – резинок дети выполняют задания Паука Юка. На этапе знакомства с этой игрой, дети конструировали геометрические фигуры по схеме, а сейчас по цифровым и буквенным обозначениям. В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» (задание, вопрос, задача). Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка (паутинка). Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.
Работа по обучению развивающим играм Воскобовича будет наиболее эффективной, если одновременно знакомить родителей с новой игровой технологией. Поэтому для родителей подготовительных к школе групп я провела презентацию игр «Развивающие игры как средство всестороннего развития ребенка». Познакомили их не только с развивающей сутью технологии, но и дала практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры, разработала подбор игровых заданий и упражнений для совместных игр родителей с детьми.
Многие родители сочли метод Воскобовича очень удобным для себя, особенно сегодня, когда времени катастрофически не хватает. Некоторые из них приобрели комплекты пособий для игры в домашних условиях.
В индивидуальных беседах родители отмечают, что дети стали более логичны в своих суждениях, находят оригинальные решения сложных задач.
Использование развивающих игр и технологии Воскобовича вызвало огромный интерес не только у родителей наших детей, но и у гостей-участников районного педагогического интенсива, на котором я провела мастер-класс по играм В. В. Воскобовича.
Только начав использовать технологию «Сказочные лабиринты игры», мы уже стали получать хорошие результаты. С помощью игр Воскобовича дети заметно быстрее развиваются.
Сейчас, в подготовительной группе, дети легко справляются с заданиями и сами усложняют их. Они уже сами придумывают и складывают свои фигуры, дают им названия.
Ребята стали более усидчивы и целеустремлённы. Шестилетние детишки уже могут выполнять сложные мыслительные операции, доводя дело до конца. Это результат развивающих игр, которые соединяют интеллектуальную деятельность и возможность получить результат.
У детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.
Особенно хочется отметить уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук.
У дошкольников сформирована самостоятельность, индивидуальность в приеме и выборе решений. Обучающиеся по технологии «Сказочные лабиринты игры» дети, стараются сделать что-то свое, непохожее на других.
Ребята стали более раскрепощенными, уверенными в себе.
Таким образом, работая над данной технологией, мне удалось:
- создать первоначальные условия для интеллектуального и творческого развития детей (приобретение игр и персонажей и изготовление их своими руками)
- заинтересовать коллег и родителей.
Вдохновленная полученным результатом, в новом учебном году я буду работать над внедрением технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» через организацию кружковой работы; создание сенсомоторной зоны «Фиолетовый лес», в которой ребенок может активно действовать с героями-персонажами.
Развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.