Тамара Ивановна Еськова
Из опыта работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Много лет работая в детском саду на логопедической группе я занимаюсь углубленной работой по формированию математических представлений.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности. Очень часто навыки усваиваются детьми механически – они затрудняются продолжить счет от заданного числа, не могут назвать итог счета, не соотносят итоговое число с количеством предметов. Задания на сложение и вычитание они выполняют только с использованием наглядного материала.
Публикация «Из опыта работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте непосредственно - образовательная деятельность начинает развиваться в процессе игры, поэтому ребёнок должен обучаться играя. В процессе игры создаём благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования. В группе у нас расположена игротека для самостоятельных действий с дидактическим материалом. В математических уголках есть математические таблицы, дидактические игры, картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, развивающие игры Воскобовича.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно поделила на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В своей работе использую разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Постоянно использую блоки Дьенеша. Уникальные развивающие возможности этого нестандартного дидактического оборудования и предопределили цель моей деятельности: формирование математического мышления дошкольников 5-7 лет через развитие познавательных (сенсорных и интеллектуально-творческих) способностей посредством игровой деятельности с логическими блоками Дьенеша.
На каждом занятии я предлагаю задания на отсчет заданного количества предметов, на уравнивание групп предметов, учу детей соотносить между собой элементы множеств. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми я использую логические таблицы. Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру.
Особенностью планирования работы воспитателя в логопедической группе является его тематический принцип. Занятия планируются совместно с учителем – логопедом, с учетом тематической темы недели, а их задачи соотносятся с задачами логопедическими. Например, при изучении темы “Фрукты” дети их считают, сравнивают по величине, определяют их форму, составляют про них задачи, учатся группировать их по разным признакам.
Умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе успешно формируется в процессе утренней гимнастики, физкультурных и танцевальных занятий при ответе на вопросы “Кто стоит слева от тебя?” или при выполнении заданий “Встань справа от…”.
Старших дошкольников необходимо учит формулировать вопросы самостоятельно. Воспитатель учит правильно формулировать вопросы по результатам непосредственного сравнения отдельных предметов, групп предметов и т. д., при этом дети успешнее овладевают умением задавать вопросы в тех случаях, когда они адресуются конкретному лицу - воспитателю, товарищу, родителям.
Существуют также методические требования к ответам детей. Ответы должны быть:
- кратким или полным в зависимости от характера вопроса;
- самостоятельными и осознанными;
- точными, ясными, достаточно громкими;
- грамматически правильными.
Исправление ошибок воспитатель осуществляет в ходе индивидуальной и коллективной работы с детьми. Исправлению подлежат практически-действенные и словесно-речевые ошибки. Воспитатель должен разъяснить причины ошибок, обращать внимание на образец своей речи или в качестве примера использовать лучшие действия и ответы других ребят.
Названия геометрических фигур помогут запомнить стихи, которые еще и закрепляют речевые навыки у детей. Так легче детей познакомить с овалом с помощью стихотворения:
Посмотри, вот овал!
Я его нарисовал,
Он такой округлый,
И такой уютный.
На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать считалки. Например:
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один,
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.
Игра "Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
В конце учебного года дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы. У них улучшилась память, умение рассуждать, прививаются навыки культуры речевого общения.
Таким образом, опыт моей работы показывает, что такое комплексное решение программных и коррекционных задач в полной мере способствует формированию математических представлений у детей логопедической группы и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.