Татьяна Южакова
«Игры с цветом для детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. В младшей группе у детей формируют умение различать и называть основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный. Знакомят с голубым и розовым оттенками.
Знакомство детей с цветом, как признаком предмета происходит сравнительно легко, но точное называние цвета, использование его как опознавательного признака, а также применение его в рисунке требуют особого целенаправленного обучения.
Публикация «„Игры с цветом для детей младшего дошкольного возраста“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2015
Использование пособий, дидактических игрушек является необходимым условием для формирования у детей чувства цвета, предполагает игровую форму обучения и требует от педагога подготовки дидактического материала. Для того чтобы привлечь внимание детей к цвету, игровой материал должен быть ярким. Используемые цвета - чистыми, без примеси оттенков. Необходимо учитывать интересы детей, их возрастные особенности.
Использование дидактических игр для знакомства детей с цветом я сочетаю с развитием продуктивной изобразительной деятельности. Дидактическую игру использую как до, так и после изобразительной деятельности. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному использованию цвета в рисунке, аппликации. А то, что ребенок узнал и применил в изобразительной деятельности, вновь уточняется в играх, проводимых после неё.
Работа по данному направлению проходит в несколько этапов. На начальном этапе у детей формируют умение узнавать цвет по его названию. Для этого можно использовать игру «Клубочки для котенка», в которой связь между тонами и их названиями устанавливается с опорой на образец. Для игры используется фланелеграф, изображение котенка, клубочки четырех цветов, сделанные из шерстяной пряжи, наклеенной на круг (фото №1). Ребенку предлагается выбрать клубок определённого цвета по заданию взрослого. В последующей за игрой изобразительной деятельности взрослый предлагал детям выбрать фломастер определённого цвета и, нарисовать клубочек, затем выбрать фломастер другого цвета и нарисовать следующий.
Таким образом, обучающая задача, поставленная в игре, получает усложнение в изобразительной деятельности.
В игре «Оденем кукол» я использовала интерес детей к игрушкам-куклам. Дети выбирали для них платье, шапочку, обувь того цвета, который назвал взрослый (фото №2). Когда дети надевали на куклу одежду, я отмечала: «Красивая у нас Маша в красной (синей, желтой) одежде!». В изобразительной деятельности дети украшали платье для кукол красивыми пуговицами, полосками, выбирая цвет по заданию взрослого.
На следующем этапе необходимо активизировать в речи детей слова-названия основных цветовых тонов. С этой целью я использовала игру «Подарок для Снегурочки» (фото №3) в которой дети дарили Снегурочке рукавички. Подарок можно было сделать, только назвав цвет рукавичек. Например, ребёнок, выбирая рукавички, говорил: «Я хочу подарить Снегурочке синие рукавички». После игры дети выполняли аппликацию «Укрась рукавичку», выбирали круги для украшения рукавички по своему желанию, а после выполнения работы называли цвет узора на рукавичке.
Для того чтобы, участие в игре делало называние цвета актуальным для ребенка я использовала рукавички детей в которых они ходят на прогулку. Дети могли закрепить их на специальном стенде (фото №4). В игре "Мои рукавички" предлагала назвать цвет своих рукавичек, рукавичек других детей, поупражняться в самостоятельном надевании рукавиц. Затем дети выбирали цвет краски, соответствующий цвету их рукавичек и закрашивали им бумажные формы рукавиц. Результат вызывал у малышей большую радость, рукавички получались такие же, как настоящие! Они с удовольствием называли их цвет.
Для того чтобы, повысить интерес детей к результату своей деятельности, в качестве материала к дидактической игре я использовала детские работы: рисунки, аппликации. Так, аппликация «Неваляшки - яркие рубашки» (фото №5, когда дети изображали неваляшек способом аппликации и называли их цвет, предваряла игру «Какого цвета неваляшки не стало?». В ходе игры дети расставляли на мольберте своих неваляшек, затем закрывали глаза. Взрослый прятал неваляшку, а детям предлагал сказать, какого цвета неваляшки не стало.
Дидактическая игра может носить контрольный характер. Выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют, можно с помощью игры «Матрёшка, стоп!», в которой используется дорожка из плотного картона с наклеенными на ней цветными полосками. В этой игре ребенок передвигает матрёшку по дорожке, пока не услышит сигнал: «Стоп!» после которого, матрешка останавливается, а ребенок называет цвет, на котором она остановилась (фото №6).
Детей трёх лет знакомят с голубым оттенком. В году это знакомство происходит после новогодних праздников и чтобы познакомить детей с новым цветом к ним в гости приходит Снегурочка и приносит снежинки голубого и синего цвета, показывает превращение красок. Так, белая краска при добавлении в неё немного синей становится голубой. Снегурочка упражняет детей в различении синего и голубого, белого цвета и предлагает поиграть в игру «Снежинки-половинки» (фото №7). Дети берут половинки снежинок голубого, белого и синего цвета, кружатся под музыку, и с её окончанием находят подружку для своей половинки подходящего цвета или оттенка. После игры можно провести продуктивную деятельность «Снежинки», в которой дети, составляют и наклеивают снежинки на круге из полосок бумаги белого, голубого, синего цвета. В дальнейшем, в игру «Снежинки-половинки можно добавить половинки снежинок розового оттенка.
Таким образом, решение задач по формированию цветовосприятия во взаимосвязи игровой и продуктивной деятельности, даёт детям возможность не только воспринимать цвет, но и применять его в изобразительной деятельности как выразительное средство, характеризующее образ.
Фото №1
Фото №2
Фото №3
Фото №4
Фото №5
Фото № 6
Фото №7
Фото №8