Папки-передвижки

Развитие речи детей младшего возраста 2–4 года (Часть 3) Из опыта работы

Ирина Павлик
Развитие речи детей младшего возраста 2–4 года (Часть 3) Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Характерные особенности развития

речи в младших группах

[/b]

Начнем с весьма существенного фактора - создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого - залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Публикация «Развитие речи детей младшего возраста 2–4 года (Часть 3) Из опыта работы» размещена в разделах

Анализируя методическую литературу, пробные занятия, на которых выявлялись варианты объединения детей разного возраста (2 - 4 года, 2 - 3 года, 2,5 - 4 года) я пришла к выводу, что для младших разновозрастных групп возможны совместные однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития. Такие занятия я провожу не со всей группой одновременно, а с отдельной подгруппой. Но такая организация доступна, если свободные от занятия дети будут играть в другом помещении под наблюдением помощника воспитателя.

В своей работе я выделила несколько важных Факторов успешного овладения речью. Один из важных факторов - это общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают малышей по собственной инициативе.

При каждом удобном случае я поручаю кому-то из старших детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение несет характер просьбы, чтобы ребенок почувствовал уважение к себе и оценку его как компетентного человека. Например: «Захар, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь вместо меня, какие фрукты собрал Никита. Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя какое-то время я спрашиваю: «Как дела? Спасибо тебе, Захар, за помощь!»

Другой фактор успешного овладения речью -чтение взрослыми стихотворений народных песенок и потешек.

Детям ежедневно читаю и стараюсь читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые (Хрестоматия для дошкольников 2-4 года/ сост. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. Б. Бабурова - М., 1996, 1997, 1998); а так же любые другие хрестоматии, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В литературе даны произведения, которые сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время игры, на прогулке. Предусмотрены и шуточные стихи. Например «Наставление» С. Маршака : «На крапиву не садись, если сядешь - не сердись.»

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки.» помогает мне завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь говорю: «Ой, что-то я Никитку не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» Дети начинают смеяться, говорят, что Никиточка здесь. «Подойди ко мне дружок»- обращаюсь к малышу» Где же ты был?». Выслушав ответ, обращаюсь к нему, говорю:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад — и рад!

(Н. Пикулаева «Лисий хвостик»).

Я отпускаю ребенка от себя, но остальные уже поняв, что им предложена игра, начинают прятаться от меня, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино и др.) очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детьей. Так, например, распевая песенку «Петушок, петушок.» - играем на металлофоне.

Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальный руководитель констатирует, что дети с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.

Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.

Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, позабавить, удивить, это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают на достаточное длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.).

Использование самых разнообразных игровых заданий и упражнений, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.

Рассмотрим эти задания и упражнения.

Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т. п. ; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые предлагает спеть для неё, почитать и т. п. (индивидуальных предложений может быть 5-6). Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.

Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.

Работая с детьми в 1 и 2 младших группах, я пришла к выводу, что не все дети одинаково воспринимают речь воспитателя.

У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети ещё очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами. Например рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений ещё практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, фланелеграф, который изготавливаю сама. Почти для каждой сказки, потешки у меня есть свои фланелеграфы. Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.

К концу второй младшей группы наши дети уже сами умеют пользоваться фланелеграфом, показывают его своим сверстникам, при этом получают необыкновенное удовольствие.

Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ видимого им героя. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Дети в этом возрасте ещё плохо ориентируются в ближайшем окружении ( например: в сходных по виду предметах - стол, стул, диван, кровать). Для этого я делаю пособия «что я вижу», «принеси то,

что я скажу», «чего не стало». Ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.

Я работаю по программе «Радуга», но считаю, что в ней существуют недоработки и недостатки. Эта программа ориентирована на детей с более-менее развитым словарным запасом и звуковой культурой речи. В моей же группе есть разные дети. Одни развиты больше, другие меньше. Для одних эта программа сложна, для других слишком простая и им неинтересно. Это зависит и от индивидуальных особенностей детей и от их окружения дома (благополучная семья или нет, занимаются ли с ним дома, уделяют ли ему внимание).

Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же - образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей и наоборот, окружающая ребенка действительность - это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый-огурец, красный -флажок, красный - клубника, желтый - лимон и так далее). Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляет названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Итак, кропотливая работа по развитию речи моих воспитанников в течении трех лет дала положительные результаты. В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача — воспитать всесторонне развитого здорового ребенка.

Публикации по теме:

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в познавательном развитии (обобщение опыта работы) «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование здорового образа жизни должно.

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора» (часть I) Информация об опыте, условия возникновения, становления опыта. Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей.

Из опыта работы «Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию» Из опыта работы "Как привлечь детей младшего возраста к самообслуживанию " Леонтьева М. Л. В возрасте 3–4 лет у ребенка начинает складываться.

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Маленький ребёнок. Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое,.

Описание системы опыта работы «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Художественное творчество – деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)Познавательное развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы) Познавательное развитие. Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но.

Развитие навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) С помощью метода моделирования конструирование из строительных материалов позволяет ребенку доступно и увлекательно в совместной деятельности.

Развитие речи в первой младшей группе (из опыта работы)Развитие речи в первой младшей группе (из опыта работы) В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в детском саду.

Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. (Из опыта работы). Театр- один из самых демократических и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогически.

Роль дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы) Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы) Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего возраста 2–4 года (Часть 3) Из опыта работы
Опубликовано: 5 июля 2015 в 19:40
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего возраста 2–4 года (Часть 3) Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД