МААМ-картинки

Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Людмила Кочурова
Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Почему же малышу трудно научиться удерживать в руке ложку, расстёгивать и застёгивать пуговицы, завязывать шнурки? Одним из первых учёных, подверг-ших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, был И. М. Сеченов. Он писал, что движения руки человека не определяются наследственностью, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зри тельными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Именно взрослые помогают ребёнку овладевать действиями с предметами и постепенно открывать окружающий мир. Часто воспитатели и родители не замечают величайших достижений своих маленьких подо печных, не видят красоты освоения пространства в раннем детстве. Умение брать предметы тремя пальцами – большим, указательным и средним – формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Чем старше ребёнок, тем активнее становится его большой палец. Более тонкие движения формируются только к трём годам. Вот почему маленький ребёнок не может удерживать ложку тремя пальцами, застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки! Развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни в процессе овладения элементарными навыками самообслуживания (умывание, одевание, приём пищи, и в ходе особо организованных занятий с дидактическими игрушками – кольцами, пирамидками, матрёшками.

Публикация «Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

В своей работе мы используем специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев – шнуровки «Сапожок», «Яблоко», пособия с пуговицами, крючками, кнопками. Полезны любые пальчиковые игры и пальчиковые театры. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с младшего возраста, ежедневный уход за собой становится потребностью и привычкой. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми не только навыков умывания и одевания, но и через приобщение к культуре еды, береж-ному отношению к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержанию порядка в окружающей обстановке. Как привить малышу культурно гигиенические навыки? Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные. При обучении необ-ходимо использовать показ. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают ребенка на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования моторных навыков проще. Ими можно сопровождать любые действия дошкольника. Например, при умывании используем дидактические упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Можно поиграть с ребё нком: «Чьи эти лапки, лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи эти ручки? Да моей Аннушки!» Очень полезны рассматривание и беседа по картинкам «Дети моют руки», «Мама моет дочку», чтение потешек «Водичка-водичка, умой моё личико» и др. Необходимо помнить: чем меньше ребёнок, тем больше игровых элементов следует включать в обучение, показы и общение с ним. Поэтому при мытье рук, например, мы разрешаем ребенку немного поиграть с водой: поймать её рукой, пошлёпать себя по мокрым щёчкам. Однако, немного пошалив, сложим ладошки ребёнка «лодочкой» и окатим водой то одну, то другую руку, побуждая его делать обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий «разученный» приём мытья рук, который останется на всю жизнь.

Опишем педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей второй младшей группы в их ежедневной дея-тельности. Приём пищи – это сложный процесс, в котором должно быть сформировано чёткое взаимодействие рук, глаз и рта. Сначала следует помочь ребёнку выделить общую функцию предмета (ложки, который определяет смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе учить его овладевать технической стороной действия. Это значит, что взрослый должен помочь ребёнку. Предлагаем использовать для этого следующие методы. Показ. Ребёнок должен видеть взрослого за приёмом пищи – именно поэтому так важно, чтобы воспитатель в детском саду и родители дома ели с детьми одновременно. Метод «пассивных движений». Взрослый кормит ребёнка, фиксируя его руку в своей руке; не позволяя переворачивать ложку, учит доносить её до рта. Однако ребёнок младшего возраста быстро устаёт сидеть за сто лом, часто отвлекается, поэтому можно докармливать его, взяв другую ложку. В режимные моменты необходимо совершенствовать навыки культуры.

Мы подобрали и систематизировал ли дидактические игры для воспита-ния культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе умывания. 1. «Водичка-водичка». Цель игры: вызвать у детей положительный настрой, желание умываться самостоятельно. Малыши должны уметь узнавать (на картинках и в жизни) и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для него. 2. «Научим Неумейку мыть руки». Цель игры: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Научить правильно называть предметы туалета. Обогащать словарный запас, активизировать в речи слова, обозначающие действия. 3. «Мыльные перчатки». Цель игры: научить ребёнка тщательно мыть руки, правильно намыливая их и затем смывая грязь. Малыш должен ощущать радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать. 4. «Девочка чумазая». Цель игры: научить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Воспитатель должен побуждать детей к использованию в игре предметовзаместителей. Можно обогащать эту игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, тёплая, мыльная. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к пред метам и людям. 5. «Купание куклы Кати». Цель игры: научить детей доброму отношению к кукле; помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка гораздо чувствителен к воздействиям внешней среды, чем организм.

Игровые приемы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Игровые приемы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаЯ. А. Коменский призывал тщательно заботиться.

Конспект НОД в средней группе по культурно-гигиеническим навыкам Конспект НОД в средней группе по культурно-гигиеническим навыкам на тему: «Однажды Лунтик попал на Землю …» Цель: Создание позитивного отношения.

Конспект занятия по культурно-гигиеническим навыкам на тему: «Кукла запачкалась» Задачи: 1) развивающая: развивать игровые действия с куклой; 2) обучающая: - учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть,.

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста». Описание педагогического опыта Описание педагогического опыта Хи Натальи Николаевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Нововосточный.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу-скрутку (из опыта работы) Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений,.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому народному фольклору. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. С сайта: http://www.aforizmov.net/tema/vyskazyvaniya-o-russkom-yazyke/.

Развитие навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) С помощью метода моделирования конструирование из строительных материалов позволяет ребенку доступно и увлекательно в совместной деятельности.

Роль дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы) Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы) Воспитатель.

Занятие по культурно-гигиеническим навыкам «Путешествие в замок Мойдодыра»Занятие по культурно-гигиеническим навыкам «Путешествие в замок Мойдодыра» Конспект открытого занятия для детей 3- 4 лет Тема: «Путешествие в замок Мойдодыра» Основная область: Познание Цель: Закрепить культурно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 28 августа 2015 в 14:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кочурова (УИ 361771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД