Людмила Кочурова
Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В приобщении ребёнка к здоровому образу жизни особо важно помочь ему овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Почему же малышу трудно научиться удерживать в руке ложку, расстёгивать и застёгивать пуговицы, завязывать шнурки? Одним из первых учёных, подверг-ших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, был И. М. Сеченов. Он писал, что движения руки человека не определяются наследственностью, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зри тельными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Именно взрослые помогают ребёнку овладевать действиями с предметами и постепенно открывать окружающий мир. Часто воспитатели и родители не замечают величайших достижений своих маленьких подо печных, не видят красоты освоения пространства в раннем детстве. Умение брать предметы тремя пальцами – большим, указательным и средним – формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Чем старше ребёнок, тем активнее становится его большой палец. Более тонкие движения формируются только к трём годам. Вот почему маленький ребёнок не может удерживать ложку тремя пальцами, застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки! Развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни в процессе овладения элементарными навыками самообслуживания (умывание, одевание, приём пищи, и в ходе особо организованных занятий с дидактическими игрушками – кольцами, пирамидками, матрёшками.
Публикация «Приобщение к культурно-гигиеническим навыкам детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
В своей работе мы используем специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев – шнуровки «Сапожок», «Яблоко», пособия с пуговицами, крючками, кнопками. Полезны любые пальчиковые игры и пальчиковые театры. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с младшего возраста, ежедневный уход за собой становится потребностью и привычкой. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми не только навыков умывания и одевания, но и через приобщение к культуре еды, береж-ному отношению к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержанию порядка в окружающей обстановке. Как привить малышу культурно гигиенические навыки? Это следует делать постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные. При обучении необ-ходимо использовать показ. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают ребенка на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования моторных навыков проще. Ими можно сопровождать любые действия дошкольника. Например, при умывании используем дидактические упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Можно поиграть с ребё нком: «Чьи эти лапки, лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи эти ручки? Да моей Аннушки!» Очень полезны рассматривание и беседа по картинкам «Дети моют руки», «Мама моет дочку», чтение потешек «Водичка-водичка, умой моё личико» и др. Необходимо помнить: чем меньше ребёнок, тем больше игровых элементов следует включать в обучение, показы и общение с ним. Поэтому при мытье рук, например, мы разрешаем ребенку немного поиграть с водой: поймать её рукой, пошлёпать себя по мокрым щёчкам. Однако, немного пошалив, сложим ладошки ребёнка «лодочкой» и окатим водой то одну, то другую руку, побуждая его делать обхватывающие движения ладошками. А это уже самый настоящий «разученный» приём мытья рук, который останется на всю жизнь.
Опишем педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков детей второй младшей группы в их ежедневной дея-тельности. Приём пищи – это сложный процесс, в котором должно быть сформировано чёткое взаимодействие рук, глаз и рта. Сначала следует помочь ребёнку выделить общую функцию предмета (ложки, который определяет смысл совершаемого действия, и лишь затем на этой основе учить его овладевать технической стороной действия. Это значит, что взрослый должен помочь ребёнку. Предлагаем использовать для этого следующие методы. Показ. Ребёнок должен видеть взрослого за приёмом пищи – именно поэтому так важно, чтобы воспитатель в детском саду и родители дома ели с детьми одновременно. Метод «пассивных движений». Взрослый кормит ребёнка, фиксируя его руку в своей руке; не позволяя переворачивать ложку, учит доносить её до рта. Однако ребёнок младшего возраста быстро устаёт сидеть за сто лом, часто отвлекается, поэтому можно докармливать его, взяв другую ложку. В режимные моменты необходимо совершенствовать навыки культуры.
Мы подобрали и систематизировал ли дидактические игры для воспита-ния культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе умывания. 1. «Водичка-водичка». Цель игры: вызвать у детей положительный настрой, желание умываться самостоятельно. Малыши должны уметь узнавать (на картинках и в жизни) и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для него. 2. «Научим Неумейку мыть руки». Цель игры: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Научить правильно называть предметы туалета. Обогащать словарный запас, активизировать в речи слова, обозначающие действия. 3. «Мыльные перчатки». Цель игры: научить ребёнка тщательно мыть руки, правильно намыливая их и затем смывая грязь. Малыш должен ощущать радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать. 4. «Девочка чумазая». Цель игры: научить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Воспитатель должен побуждать детей к использованию в игре предметовзаместителей. Можно обогащать эту игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, тёплая, мыльная. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к пред метам и людям. 5. «Купание куклы Кати». Цель игры: научить детей доброму отношению к кукле; помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода.