Джиргал Манджиева
Из опыта работы «Игры с использованием национально-регионального компонента в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает". (Конвенция о правах ребенка. ст. 29).
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс.
Публикация «Из опыта работы „Игры с использованием национально-регионального компонента в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Одним из приоритетных направлений основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Ручеек» с. Рыткучи является этнографическое.
Я работаю в группе раннего возраста с 1 сентября 2016 года и начала работать с детьми в этом направлении. Мною разработана рабочая программа для детей раннего возраста, содержание которой реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования для того, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны, своего края.
Учитывая возраст моих воспитанников, целесообразно приобщать детей к национально - культурному наследию через игру, особенно через игру дидактическую.
К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для педагогов ДОУ не содержит рекомендаций по развитию познавательной активности детей раннего возраста посредством дидактических игр по НРК. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний младших дошкольников о своём поселке, городе, воспитания патриотических чувств и недостаточной технологической проработкой этого процесса. Поэтому я стараюсь постепенно разработать систему работы, которая способствует развитию у детей целостного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления, творческого воображения, связной речи, непосредственного эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
Наблюдая за детьми своей группы, с целью выявления их познавательных способностей в организованной и самостоятельной деятельности отметила, что у детей свои взгляды на окружающий мир. Поэтому пришла к выводу, что необходимо выстроить педагогический процесс, который включал бы в себя:
1. Организацию развивающей предметной среды с НРК.
2. Совместную игровую деятельность с детьми раннего возраста через дидактические игры с НРК.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности малышей через знакомство с предметами и явлениями окружающего мира.
В группе создана полноценная развивающая среда, которая оказывает влияние на познавательно-игровое развитие детей. Имеется познавательный уголок с дидактическими играми, который находится в доступном для детей месте.
Все дидактические игры условно разделены на несколько групп :
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- предметное и социальное окружение;
- ознакомление с природой.
К первой группе игр относятся игры по обучению детей познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности. Знакомим детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр). Дидактические игры, как «Яранга», «Это чья мама?» развивают внимание, мышление, стимулирует интерес к строительным играм. Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, уделяю больше внимания одной и той же игре с различными вариантами. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранить интерес к знакомой игре.
Ко второй группе относятся игры на ФЭМП. Игра «Снежинки» учит детей различать количество, привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи помогает игра «Рыболов», различать предметы по форме можно предложить игры «Укрась ярангу», «Узор на варежке». Для развития моторики руки предлагаем игру «Цветы». При помощи дидактических игр дети овладевают умением в ФЭМП. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятиях.
В третью группу входят игры на развитие предметного окружения. В раннем возрасте продолжаю знакомство детей с названиями предметов ближайшего окружения. Дидактическую игру «Одежда народов Севера» можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний об одежде.
К четвертой группе игр относятся игры на ознакомление с природой. В раннем возрасте у детей формирую умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних и диких животных, птиц; различать по внешнему виду фрукты, овощи; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Существует множество дидактических игр, которые знакомят детей с окружающим миром. Одной из таких игр является «Животные тундры», которая направлена на познание окружающего мира, развитие речи, внимания, памяти.
Опираясь на принцип "от близкого к далекому" я стараюсь воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям, братьям, сестрам, своему дому, поэтому активно включаю все формы работы и культурные детские практики:
-в непосредственно образовательную деятельность (занятия); («Разложи фигурки по домикам», «Лучики для солнышко»)
-в совместную деятельность с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;
-в культурно – досуговую деятельность;
-в самостоятельную деятельность детей;
Также важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
В своей группе раннего возраста использую разнообразные методы и формы организации детской деятельности:
- подвижные игры и забавы («Мэлеталгын вакъотваркын-зайчик беленький», «Кэйнын ынкъам кыминыт – бурый медведь и дети», «Милютэкай-зайка», «Догони кэйнын-мишку»)
- дидактические игры («Это чья мама?», «Кто, где живет?», «Укрась ярангу», «Кто там?»)
- слушание музыки,
- наблюдения в природе,
- чтение детской литературы,
- знакомство с народно-прикладным искусством.
В дальнейшем для реализации поставленных задач, буду использовать следующие методы и формы работы :
- продолжать создание предметно-развивающей среды для реализации регионального компонента - оформление чукотского уголка.
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента :
- Провести консультацию для родителей: «Игры и пособия для всестороннего развития детей раннего возраста, в основе которых лежит НРК.»
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, стимулирует речевую активность детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирует навыки понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.