Лучший педагог года

Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Эльмира Вирясова
Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Яблонька»

Сообщение из опыта работы

по экологическому воспитанию

детей раннего возраста

воспитателя

Вирясовой Эльмиры Ринатовны

Публикация «Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста» размещена в разделах

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Человек и природа - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Экологическое воспитание я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношений человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, я исхожу из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду животным и растениям. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней.

Проблема нравственно-экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема нравственно-экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы нравственного и экологического образования населения.

Для того чтобы повысить эффективность экологического образования использую различные формы и методы:

- экологические занятия;

- уроки доброты;

- экологические игры (дидактические, игры-путешествия);

- театрализованные игры на экологическое воспитание;

- инсценировки экологических сказок, образные упражнения и др.

В своих занятиях использую экспонаты мини – музея: «Деревянные игрушки».

Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое внимание уделялось общению детей с природой : с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Этому способствовали прогулки на участке.

В ходе прогулок знакомила детей с изменениями природы по сезонам (погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки.

Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

В своей работе с детьми использовала циклы наблюдений: за цветущими растениями; за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе и др.

При формировании экологических знаний у детей придавала большое значение исследовательской деятельности - проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Важное внимание при формировании экологических знаний у детей уделяла прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, мы использовали литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводилась беседа, задавались вопросы. Очень приятно, когда дети сами задают вопросы, где видно, что у них проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших. Очень важно донести до детей смысл произведения.

Мною была изготовлена книжка - самоделка на экологическое воспитание : «Загадки для малышей: домашние животные».

Самое большое значение при закреплении нравственно-экологического опыта у детей придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

С детьми мы играли в различные экологические игры : "Что сажают в огороде", "Найди листок, как на дереве", "Вершки - корешки", "Узнай и назови", "Путешествие по лесу" и многие другие.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например "Приготовь лекарство", "Построй домик животному".

Расширяла представление детей об окружающем мире и прививала трудовые навыки посредством огорода на участке детского сада. Огород, в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени. Нет, нечего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада, который призван развивать экологические ценности природы. На нашем огороде учила детей наблюдать за посадкой и всходами семян, участвовать в посильной практической деятельности, воспитывала бережное отношение к растениям.

Практическая деятельность детей проявлялась также в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов, ухаживание за ними.

Всем детям очень понравилось такое занятие как выращивание лука на окне. Ведь это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием.

Одна из форм экологического воспитания являются развлечения. Роль развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Технология нравственно-экологического воспитания самых маленьких дошкольников включает следующие компоненты:

- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни.

Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

- проращивание лука в зимнее время, наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

- проведение экологических занятий;

- проведение экологических досугов.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря. Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей сложилось представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях.

Во время прогулок дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И оттого, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

В результате работы по экологическому образованию детей я сделала следующие вывод:

Нравственно-экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление в работе ДОУ, осуществляющееся с учетом возраста детей, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

Заключение

Выбор мною данной темы обусловлен тем, что я сама сторонник бережного отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.

Экологическая, а так же нравственная проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому педагоги детских садов считают, что одной из приоритетных задач, является экологическое воспитание дошкольников.

А закончить данную работу хотелось бы словами великого педагога

В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».

Публикации по теме:

Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Введение Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества.

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей второй группы раннего возраста «Капелька не приходит одна!» Цель: Формирование первоначальных представлений о компонентах экологического развития – вода. Активизация познавательно – исследовательской.

НОД по экологическому воспитанию в группе детей раннего возраста «Весна идет, весне дорогу» «Весна идет, весне дорогу». Цель: Обогащение экологического развития детей, формировать элементарные экологические представления. Задачи:.

Особенности сезонных наблюдений для детей раннего дошкольного возраста по экологическому воспитанию Особенности сезонных наблюдений Осень. Педагог называет время года — осень. Формирует элементарные представления об осенних изменениях.

Примерное тематическое планирование работы с детьми раннего дошкольного возраста по экологическому воспитанию Сентябрь Тема 1. «Морковка от зайчика» Программное содержание. Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего возраста» МБДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко» Обобщение из опыта работы на тему «Сенсорное развитие детей младшего возраста».

Сообщение из опыта работы «Организация освоения культурно-гигиенических и трудовых навыков для детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад №20» Сообщение из опыта работы «Организация освоения культурно-гигиенических и трудовых навыков для детей раннего.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего возраста» МБДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко» Обобщение из опыта работы на тему «Сенсорное развитие детей младшего возраста» подготовила.

Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие воспитанников младшего возраста (сообщение из опыта работы) Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие воспитанников младшего возраста (сообщение из опыта работы) Ревусова Л. П., воспитатель МАДОУ.

Содержание работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 13:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Вирясова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД