Гаркина Алена
Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологическойнауки Л. С. Выготский.
Публикация «Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей раннего возраста - одна из актуальных проблем современности.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами. Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать!
Исследовательская активность-естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
При организации экспериментальной детской деятельности моей задачей стало — создание необходимых условий, в частности центра экспериментирования «Маленький исследователь».
В группе созданы условия для исследовательской деятельности с детьми раннего возраста имеются в наличии :
1. разнообразные емкости из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, каштаны и т. д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые предметы и др.);
4. Игрушки (резиновые, пластмассовые)
5. Краски;
6. Сачок, губки и стаканчики и т. д. ;
8. Различные крупы, сито.
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения
Также мы расширили и обогатили оборудованием центр воды и песка: появились большой таз, подносы, мельница, множество ведёрок, формочек, совочков, палочек, мелких игрушек, бросового материала.
Разработаны конспекты ООД : «Где ты, ветерок?», «Осенняя прогулка», «Угощения для куклы Кати» и другие.
Работа в центре экспериментирования требует соблюдение правил безопасности.
С песком:песок нельзя брать в рот, бросать его, песок нужно насыпать аккуратно, грязными руками нельзя тереть глаза, грязные руки можно вытирать только о салфетку.
На участке ребята пользуются выносным оборудованием для экспериментов в песочнице : ведерками, совочками, ситечками, лейками. С воздухом: султанчиками, вертушками.
В своей работе мы используем программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также парциальную программуРыжовой Н. А. «Наш дом -природа», методическое пособие Ивановой А. И. «Организация детской исследовательской деятельности» и др. методическими пособиями.
Цель моей работы - развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру,
2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений,
3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать, переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему,
4. Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира,
5. Учить выражать словами свои впечатления.
В группах раннего возраста опыты я провожу для ознакомления детей со свойствами неживой природы как в ходе ООД, так и как ее часть. Так же опытническая деятельность осуществляется мной в процессе режимных моментов, на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых мноюопытов варьируется от 1в неделю до 2 в месяц. Длительность не превышает 10минут за один этап. Опыты провожу как с подгруппой, так и с 2-3 детьми.
В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Познавательные занятия, строю на стремлении вызвать удивление от открытий. В совместной экспериментальнойдеятельности решается целый ряд задач: укрепляется физическое и психическое здоровье малышей; обеспечивается эмоциональное благополучие; расширяется кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия, формируются единый детско-взрослый коллектив; развиваются психические процессы детей и их познавательные способности; расширяется опыт ориентировки в окружающем, дети получают опыт разнообразных сенсорных впечатлений, формируются коммуникативные навыки детей.
При организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей, поэтому:
Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Активно использую такие приёмы работы с детьми : наблюдение, первичное обследование предмета, подражание, упражнение, испытание (проверка, проба, обыгрывание, эксперимент,комментирование действий ребёнка, художественное слово, словесное указание, объяснение, показ действий с предметом.
Тема: «Вода»
Свою работу мы начали с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливатьразличные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая,поэтому ее можно переливать (в игре «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (в игре «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. В дид. упр. «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого, мы с детьми проводили наблюдения на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Тема: «Воздух»
С помощью предметной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Проводя игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Тема: «Камни»
На занятиях познавательного цикла «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путемдети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Проводяработу по данному виду деятельности, мы отметили,
- дети стали проявлять устойчивый интерес к опытам,
-с удовольствием знакомились с новыми материалами, способами их исследования,
-расширились их представления о предметах и явлениях окружающего мира.
- обогатилась речь детей, пополнился словарный запас,
-развивается диалогическая сторона речи (чему способствует создание проблемно-поисковых ситуаций,когда предлагается найти ответ на поставленный вопрос).
-выполняя опыты, дети с восторгом воспринимали его результат, как следствие у них возникала потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Это способствует формированию связной речи.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а нам воспитателям сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность детей, развивая их познавательную активность.
Работа с родителями
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В связи с этим используем разнообразные формы работы с родителями : собрания, консультации, ежедневные беседы об успехах детей, помощь в подготовке занятий и др.
Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я провела родительские собрания «Опытническая и экспериментальная деятельность детей раннего возраста», консультации «Маленькими шагами в прекрасный мир», на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Беседуем с родителями об успехах детей. Даем задания на дом, предлагая организовать игру с водой или другими предметами. Объясняем, что пусть его первые шаги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а опыт самостоятельного поиска.
Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». В родительском уголке действует рубрика «Поэкспериментируем!», в котороймы предлагаем родителямразличныеформы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Совместно с родителями и детьми собраныколлекции открыток о природе. Также привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Они помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В будущем мы планируем обновить центр экспериментирования (песка и воды, изготовить макет «Зоопарк» и «Дикие животные», организовать выставку родительско-детских работ «Волшебная бумага»,привлечь родителей к обновлению стола для игр с водой,методический уголок пополнить новой литературой.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».