Приложение МААМ

Система работы с детьми по использованию регионального компонента. Формирование и развитие основ художественной культуры

Викулова Татьяна
Система работы с детьми по использованию регионального компонента. Формирование и развитие основ художественной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Село Коровино Меленковского района Владимирской области большое, находится в 9,5 километрах от г. Меленки. Является частью Даниловкого сельского поселения. Расположено близ населенных пунктов: деревня Ратново, деревня Большой Приклон. Характеризуется холмистым рельефом. Сохранился ряд зданий конца 19века первой половины 20х веков. По территории населенного пункта проходит автотрасса г. Меленки – пос. Южный. В селе имеется Церковь Рождества Христова, библиотека, фельдшерский пункт, памятник воинам,погибшим в Великой Отечественной войне.

Публикация «Система работы с детьми по использованию регионального компонента, Формирование и развитие основ художественной культуры» размещена в разделах

В «Памятной книжке Владимирской губернии», изданной в 19веке, село Коровино и деревня Ратново Меленковского уезда упоминаются как центры гончарного посудного производства. Однако гончарное дело имеет здесь очень древние традиции. Глиняным сосудам, найденным в археологических раскопках, присущи черты, имевшие явно дославянское происхождение. Славянская колонизация 9го - 10 столетий только косвенно затронула глухую, малопроходимую Мещеру. Вплоть до начала 20века этот край хранил собственное своеобразие, которое проявлялось, да и до сих пор заметно, в местном быту, обычаях, говоре, одежде и в местных ремеслах.

На русской земле было множество гончарных мастерских, изделия которых отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство считалось самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Гончарным искусством называется производство различных художественных изделий из глины. Оно получило распространение еще в глубокой древности, ведь глина - общедоступный материал, требовалось лишь терпение и определенные навыки, которые можно развить с годами. Уже за несколько тысяч лет до нашей эры люди делали фигурки и посуду из глины. Центром меленковского гончарного промысла издавна было село Коровино. С 1932 по 1956 год в Коровине работал завод, выпускавший гончарную посуду, черепицу и глиняную игрушку. В те годы он объединял всех местных мастеров, позже основным стало надомное производство (каждый гончар имел свою мастерскую-баню с печью для обжига). Какое-то время и в Меленках в составе Райпромкомбината существовал цех по производству гончарных изделий.

Керамическое производство начинается здесь, как и в других гончарных центрах, с самого длительного процесса — тщательной заготовки глины. В Коровине на это уходит около 3-х лет. Заготавливают глину здесь только зимой, когда ее легче извлекать. Затем она вылеживается в специальных ямах — «вешняках». Омываемая вешними водами глина начинает «созревать» на солнце. Только после этого она считается годной для следующего этапа керамического производства.

Но даже чистую глину необходимо подготовить к лепке. Материал просеивают и вытаскивают мелкие камешки из него с помощью самодельной конструкции. Дальше в дело идут … ноги гончара. Иначе от пузырьков и других неровностей на глине не избавиться.

Затем материал отправляется на гончарный круг. Никакой автоматики — все делается умелыми руками и. опять же ногами. Если вместо плошки нужно сделать корчагу, круг утяжеляют обручем

Второй этап — тоже трудоемкий, но менее длительный — приготовление глиняного теста. Из «вишняков» глину привозят «в колоду», замачивают и доводят до такого состояния, когда из нее можно вылепить кучу — так называемую бабу. После этого глину несколько раз перетаптывают ногами, сворачивают, опять перетаптывают много раз и в конце мнут руками. Глина должна обрести необходимую эластичность для того, чтобы при формовке она держала форму и, как тесто, отлипала от рук.

Третий этап — не только кропотливый, но очень ответственный — это формовка глиняных изделий на гончарном круге. (делают крынки, горшки, миски, кашники) и одновременно разрабатывают новые формы на основе давно и хорошо известных.

Четвертый этап_- традиционно связан в керамическом производстве с сушкой готовых изделий. Ее продолжительность зависит от размера посуды. В среднем сушка занимает примерно неделю. При хорошей погоде посуду выносят сушить на улицу, а при плохой, в осеннее и зимнее время, — оставляют на полках в мастерской.

Пятый этап - заключительный в гончарстве — это обжиг. От него зависит все: и прочность, и красота изделий. Обжиг ведется только при топке хвойными породами. Два часа коптят изделия, а потом 8-9 часов выжигают ту сажу, которая на них нагорела, и выжигают до такой степени, пока поверхность не становится блестящей. Если не дожжешь — нужен повторный обжиг. Для сохранения определенного температурного режима необходимо, чтобы воздух не выходил. используют специальные пластинки из глины. Без отражателя обжига посуда будет матовой. По технологии обжиг должен занимать 8 часов, а остывает готовая продукция 24 часа. На практике это получается не всегда. Цветовая гамма применяется разная. Особым спросом пользуется коричневая, в меньшей степени — желтая и зеленая. Цветные наружные стенки обычно контрастируют со светлой внутренностью сосуда, покрытой бесцветной прозрачной глазурью, поэтому посуда выглядит нарядной и современной. Ценность глиняных изделий в том, что это практически вечная посуда. Не зря археологи до сих пор выкапывают уцелевшие глиняные сосуды и таблички. Глиняный шедевр, сделанный своими руками, будет напоминать о детстве еще многие годы, вряд ли рисунок или изделие из пластилина «проживут» несколько десятков лет. Поэтому глиняные изделия – это еще и отличный и вполне серьезный подарок от ребенка своим родным.

До настоящего времени гончары продолжают сохранять традиционные навыки изготовления бытовой керамики. Особенно наглядно это выражено в работах мастеров деревни Коровино Меленковского района. В старину гончарство являлось здесь для крестьян основным видом их деятельности, и в год коровинские мастера производили более 200 тысяч изделий. Формы коровинских сосудов отмечены едиными стилистическими чертами. Они строги и функциональны по назначению и сдержанны по декору. В качестве декоративной отделки коровинские горшечники использовали гравировку, налепные бляшки, морение, лощение, и другие приемы декора. Меленковская гончарная посуда с конца 19века была хорошо известна на всех территориях Владимирского края. Ее продавали на базарах и ярмарках в самих Меленках, во Владимире, Суздале, Муроме, иногда вывозили в Выксу, Кулебаки, Павлов. Всюду эта керамика находила широкий спрос и одобрение, нравилась удобством и разнообразием своих форм, прочностью обжига, четкостью и выразительностью оформления. С конца 19 века здесь полностью перешли к изготовлению светлоглиняных изделий, покрытых цветной контрастной глазурью, что сделало меленковскую бытовую керамику более нарядной и гигиеничной.

Сегодня в век высоких технологий люди стали испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Древнее ремесло не исчезло навсегда. На владимирской земле в деревне Коровино Меленковского района есть уникальная семья Малаховых, свято хранящая традиции гончарного дела.

Цех возглавляет Алексей Михайлович Малахов (1957 г. р., которому помогают его жена, Зинаида Федоровна (1956 г. р., дочь потомственного коровинского гончара, и двое их сыновей — Алексей (1981 г. р.) и Михаил (1982 г. р.). Они, как и отец, полностью освоили весь процесс изготовления традиционной меленковской керамики. Учителем А. М. Малахова был тесть, опытный гончар, работавший в Коровине еще с довоенного времени, когда там был завод по изготовлению керамических изделий. Своя мастерская появилась у Малахова в 1982 году, а до этого времени он работал в мастерской тестя. Большую мастерскую-цех гончар сумел создать только через тринадцать лет – в 1995 году. К этому времени вместе с ним работало уже 46 человек. Сейчас эта мастерская хорошо известна в области и за ее пределами. Она имеет большие заказы, участвует в региональных и Всероссийских выставках. Средства, которые дает ей активная деятельность, во многом уходят на расширение и усовершенствование керамического производства. Уважают семью Малаховых в Коровино, она - главная достопримечательность и гордость села, а авторитет у главы семьи просто огромный. В свое время у него первого в селе появились радиотелефон и машина. Звонить разрешалось всем, а на машине Алексей не раз экстренно возил в роддом односельчанок.

Дети пошли по стопам отца, с удовольствием работают с глиной и экспериментируют с новыми формами. Со своими сыновьями мастера Алексей и Михаил Малаховы выезжают на различные региональные и международные выставки народных промыслов, побеждают в творческих конкурсах. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. Работа и изделия гончаров Малаховых по-прежнему вызывают восторг и восхищение, ведь перед глазами публики оживает история.

Сейчас у мастеров Малаховых подрастают внуки, которые уже тянутся к гончарному кругу, пытаются создавать свои первые творения из глины. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.

Изделия семьи Малаховых

Гончарные Малаховские изделия органично вписывались в интерьеры, которым придавался этнографический характер. Кроме мисок со временем появились тарелки, традиционные латки трансформировались в блюда (даже в блюда в виде лаптя для заливного, кашник с крышкой — в горшочки для первых и вторых блюд или в солонки с крышкой, стоящие с наклоном. Традиционный курган модифицировался в высокий чайник, кружки — в чашки для чая, большие горшки — в супницы. Количество новых форм постепенно увеличивалось, а традиционных понемногу уменьшалось. Но заказы на бытовую и ресторанную посуду — это еще не все. Второе направление в деятельности коровинской мастерской – изготовление на заказ керамических деталей для военных предприятий.

Заслуживают внимания в коровинском гончарстве и лепные игрушки, истоки которых уходят в древнейшие времена. Сегодня глиняная игрушка является одним из востребованных видов творчества во Владимирской области. На основе изучения местных исторических, краеведческих, экспедиционных материалов глиняная игрушка получила распространение в г. Владимире, Александрове, Муроме, Коврове, Радужном, Вязниковском, Камешковском, Киржачском, Ковровском, Собинском и др. районах. Малаховы делают все: посуду, вазы, светильники, сложные горшки для оборонной промышленности, жертвенные сосуды для религиозных отправлений, подсвечники, кашпо, даже глиняные панно.

Малаховы не раз давали уроки лепки депутатам Госдумы и персонально московскому мэру Юрию Лужкову. Всевозможными дипломами и медалями можно было бы заполнить целую комнату немалых размеров. Но супругам Малаховым особенно дорога скромная медаль "За любовь и верность", врученная им по поручению супруги Президента Светланы Медведевой на празднике Петра и Февронии в Муроме.

Имея возможность использовать глину как доступный материал для детского творчества, посещать выставки народных умельцев родного края, гончарную мастерскую А. М. Малахова и знакомство с мастером, посещать гончарный производственный цех «Колорит» г. Меленки, педагогический коллектив ДОУ предложил разработку дополнения к программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На основании принятого решения в ДОУ была выстроена система работы с детьми по использованию регионального компонента, целью которой является - формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство (гончарное ремесло с. Коровино). Организована кружковая работа по работе с глиной, активно проводится работа по приобщению родителей: совместные экскурсии, открытые занятия, приобщение родителей к работе мини-мастерской. Опыт работы был представлен на первом областном конкурсе инновационных проектов и методических разработок и был занесён в базу данных кафедры дошкольного и начального образования

ВИПКРО в 2004г.

Публикации по теме:

Формирование основ духовности личности на основе народной культуры Детство - это психолого-педагогический, социокультурный феномен, это не этап подготовки человека к будущей взрослой жизни, а реальная жизнь.

Формирование основ досуговой культуры у детей дошкольного возраста Познавательно-исследовательская деятельность Формирование целостной картины мира «Отдых в городе»Актуальность В настоящее время актуальной.

Презентация «Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников» Тема по самообразованию. Конкурс "Воспитатель года - 2017" Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников Содержание Введение…. 3 Глава 1 Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста 1.1.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников. Часть 2 2.3 Формирование начал экологической культуры у дошкольников как необходимое условие воспитания личности Задачи экологического воспитания.

Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до» Из опыта работы: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО» Старший воспитатель МБДОУ.

Использование регионального компонента в работе с детьми младшего дошкольного возраста «Мой родной сибирский край» Уже в младшем дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой»План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой» Основные цели, которые я ставлю перед собой: -развитие экологической воспитанности детей через художественную литературу. Основные задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с детьми по использованию регионального компонента. Формирование и развитие основ художественной культуры
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 15:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы с детьми по использованию регионального компонента. Формирование и развитие основ художественной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Викулова Татьяна (УИ 1475181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД