Галина Железцова
Из опыта работы «Краеведение в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
На равнине языков, древних верований и обычаев европейских и некоторых азиатских народов показано, что славяне принадлежат к большой семье племён, которые ведут начало от одного праотца – народа – арийцев, в незапамятные времена живших в Азии, на Иранской возвышенности.
Славяне, пришедшие в Европу ещё в доисторические времена чли родственные связи и обязанности, могли приручать животных, занимались скотоводством и земледелием, умели плести, ткать, шить, и т. д.
Публикация «Из опыта работы „Краеведение в детском саду“» размещена в разделах
А что же происходит со славянами в наше время? Давайте оглянемся вокруг. Разоренные деревни, неработающие заводы, толпы крупных и мелких коммерсантов, безработица, засилье идеологии и культуры, образа жизни. «Плевать на всё!», «Всяк за себя» и как следствие – потеря нравственности. Не страшно? Должно быть страшно, за детей, за их будущее!
Мы продолжаем себя в детях, и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Мы должны вырастить гражданина патриота своей Родины. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить Родину, восхищаться её героическим прошлым, стремиться сделать её краше, сильнее. И хотя некоторые говорят, а зачем это надо? И вводят в д. /саду в процесс обучения изучение иностранного языка или компьютера. Таким образом, можно вырастить грамотного человека, но внутренне бездуховного. И поэтому я с такими людьми не согласна, и в своей работе на занятиях стараюсь знакомить детей с историей Родины, знакомлю с предками. Кто они, как жили, чем занимались, они пустили на этой земле корни и основали свой род.
- Посмотрите, ребята, как интересно! Цветы, деревья не могут жить без чего? (без корней). И человек имеет корни. Это те, кто жили на земле давно и дали своим детям и внукам жизнь. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали её частью и частью рода – наши предки.
Прибегаю к помощи родителей, прошу их дома вместе с детьми составить родословную их семьи, затем на занятии слушаем рассказы детей об их родных. Следующим этапом этой работы является составление книги «Родословная», и рассказываю детям о том, что древние люди представляли, что род – это божество, живущее на небе, лицо бога видеть нельзя, но представить его образ можно. Сидит на небесном троне седовласый, мудрый, как сама жизнь и держит в руках толстую книгу. Это «Родословная» - книга, где записаны все дела рода, добрые и не очень. Вот и вы можете прославить свой род добрыми делами или огорчить плохими поступками. Всё в ваших руках! По делам вас будут помнить, и судить в роду.
Россия – великая страна, земля богатейшей культуры, славной истории, древней мудрой философии. Сохранить бы всё это! Духовность – не деньги, утрата её невосполнима. Нелегко на протяжении всей жизни хранить верность своим идеалам правды и чести, своим ценностям, воспринятым с детства. Тем более, когда в истории государства происходят такие крупные изменения в политике, переоценка ценностей, меняются ориентиры, разоблачаются былые герои, рушатся кумиры. Но есть в стране много людей, понимающих, что добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них, не тем, в какую сторону дует ветер перемен. Эти понятия воспитываются телевизионными передачами и газетными фельетонами. Есть политика и есть жизнь, а в ней мама, папа, родной язык, родное село, друзья, природа, которая тебя окружает. Научить это любить! Но как?
Надо, прежде всего, понять самому педагогу, а потом подвести детей к мысли: любить Родину – значит знать её историю, традиции, обычаи, людей. Уметь всё это беречь.
В группе начинаю работу с того, что знакомлю детей с Родиной. Слово Родина (прислушайтесь к его звучанию) близко таким словам, как родня, родственник, родной, родимая, родословная, род … О ком мы так говорим? (о мамах, папах,) Мы произносим эти слова, от них веет теплом, домашним уютом, спокойствием. Так и Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, живут наши друзья, где нам хорошо и уютно. Хорошо когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится сильнее и богаче. Как вы думаете, что значит, любить Родину? – значит знать её (как знать о тех, кого мы любим, стараться всё сделать для неё, чтобы ей стало хорошо (как мы стараемся для тех, кого мы любим, защищать и жалеть, когда ей трудно (как встают на защиту друг друга близкие люди в трудную минуту).
Далее работаю по следующему плану :
Что вы знаете о своей Родине? (знания и обобщения о малой Родине, об истории села – это беседы, чтение, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, посещение Краеведческого музея, игра-занятие «Поле - чудес» по теме: «Знатоки природы»).
Путешествуя по «Ленте времени», знакомимся с архитектурой прошлого, бытом людей, их вероисповеданием и здесь же знакомлю детей с русскими князьями. Как они появились, кто они? Чем прославили нашу Русь?
В 862 г. ильменские славяне и кривичи и чудь (так назывались в то время наши предки, жившими небольшими посёлками) не смогли ладить между собой, и порешили тогда они: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
Послы были отправлены к варяжскому племени Русь и сказали братьям: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет; велите княжить и владеть нами». Братья согласились и стали княжить. Рюрик в Новгороде, Синеус на Белом море, Трувор – в Изборге. От них и страна, где они утвердились, стала называться Русью.
Далее знакомлю детей с царями. Для того, чтобы поддерживать порядок в такой большой стране, как Россия, и успешно обороняться от врагов, нужна была сильная власть, которые подчинялись бы и богатые и бедные. Такой властью стала власть царская. Первым царём на Руси был Иван Грозный, затем веду рассказ о Петре І, который сделал очень много для процветания России и постепенно подвожу к событиям В. О. В. и празднику 9 мая – Дню Победы. Чтобы детям было интересно, использую различные методы и приёмы. Знакомя с предками, использую беседу в виде сказки. И так, начинаем сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве, когда не было ни вас, ни ваших бабушек и дедушек, на месте села, где мы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые, храбрые люди. Среди них и были наши предки – славяне…»
Сказки любят все дети – охотно слушают и пересказывают. К примеру, сказка «Курочка ряба» - в сказке зашифровано годовое движение солнца: курочка – весна, снесла золотое яичко – солнышко, дед – лето, баба – осень, не смогли разбить (солнышко было сильным, а вот зима – мышка, только хвостиком махнула, покрыла землю белым одеялом. Что делать? Как помочь солнышку, когда одолевают злые силы? Мы с вами, взрослые, будем долго размышлять, и не каждый ответит, а дети отвечают, размышляют.
Дети: Когда бьют твоего друга, надо отвлечь врага на себя. Как в сказке «Заяц Хваста». Отвлёк заяц собак от вороны, чтобы они её не разорвали, этим и спас её. Подвожу детей к такому выводу: вот на этой мысли и родился весёлый праздник Святок (коляда) на Руси, когда шумящие, кричащие, поющие, гадающие люди отвлекают на себя нечистую силу, желая людям здоровья и достаток в их дом. Поём колядки, колядуем. Дети в отличие от нас взрослых, исповедуют наивную мудрость наших предков. Провожу с детьми дискуссии, например: Бог солнца разгневался на земледельцев и ушёл за тучи. Неделю, другую нет тепла, гибнет урожай. Что делать?
Дети – Надо его задобрить, что-то ему подарить. Для нас, взрослых – это отвлечённые занятия, для детей - реальная бытовая ситуация.
Начинаю понемногу с детьми разговор о вере, о философии наших предков. Рассказываю о крещении Руси, о празднике «Крещение». Почему раньше в доме был красный угол? Как его украшали, что там было? Почему дома украшены наличниками и почему нельзя разговаривать через порог? Почему в церкви звонят колокола? Перед иконой горит свеча? Кто такой Георгий Победоносец? Рассматриваем герб Москвы, где изображён он. Объясняю, почему он изображён на гербе Москвы, подтверждаю его героизм, рассказом древней легенды о том, как он спас девушек от жертвоприношения чудовищному зверю – ящеру. Георгий Победоносец – символ мужества, добра, героизма, недаром он покровитель всех воинов. Все, кто идёт в Армию, приходят в церковь, и перед иконой Святого Георгия ставят свечки, как бы просят быть его покровителем их, помочь перенести все тяготы службы военной, чтобы с честью отслужить и вернуться домой. Мама, проводившие своих сыновей, также просят Святого Георгия быть ангелом их сыновей, сохранить их от всяческих бед, от злых людей. Вот и рассудите многомудрые взрослые! Ерунда? «Да нет» - скажу я вам. Философия благодаря ей человек жил в ладу с природой, более того обожествлял её. Знаете, как приходил когда-то в мир человек? Отец – глава рода, торжественно выносил новорождённого из жилища и представлял его Космосу – Солнцу, давал дитю имя, например Анна, а заходя в дом представлял всем под прозвищем Чернушка, чтобы люди не узнали настоящего имени и не могли навредить ребёнку. Вспоминаем сказку «Василиса Прекрасная», где мать, умирая, оставила дочери вместо себя куколку-оберёг, чтобы она охраняла её. Учим с детьми потешки, дразнилки, скороговорки.
Использую на занятиях игровые ситуации – это путешествия на поезде, самолёте, машине времени.
Дети часто приносят свои книги познавательного характера из дома, читаем их совместно, рассматриваем.
В заключении хочется сказать: «Мне бы хотелось, чтобы не изменились взгляды наших детей, когда они вырастут и станут взрослыми. Ведь единственный путь выживания нации – сохранение своей культуры и самобытности, её мирное сосуществование рядом с другими народами, взаимное общение и обогащение культур».