Волынец Юлия Николаевна
Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи «Насекомые»
▼ Скачать
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые»
Цель: закрепить знания детей об особенностях жизни насекомых.
Задачи:
Задачи образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» :
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, воспитывать у детей отзывчивость;
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку;
- формировать умение работать в коллективе;
- закреплять умение участвовать в совместной игре;
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства;
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие» :
- развивать познавательную активность;
- учить составлять рассказ по схеме;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с весенним периодом;
- развивать умение классифицировать предметы по определенному признаку.
Задачи образовательной области «Речевое развитие» :
- активизировать и расширять словарь детей по теме «Насекомые»;
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование слов-антонимов, образование слов с уменьшительными и увеличительными оттенками, употребление предлогов, подбирать слова-признаки);
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать умение согласовывать движения с речью;
- закреплять умения детей отвечать на вопросы полными ответами;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- Совершенствовать умение вырезать силуэты бабочек, мелкие детали (глаза, усики) из бумажных квадратов и прямоугольников; самостоятельно подбирать и вырезать украшение для крыльев.
- создать у детей эмоциональное настроение;
- развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» :
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз.
Активизация словаря: насекомые, шмель, пасека, трудолюбивая, стрекочет, жужжит, вредитель.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Весна», «Насекомые». Беседы по теме «Насекомые». Дидактические игры «Скажи ласково», «Один - много». Отгадывание загадок и разучивание стихотворений о насекомых. Чтение и обсуждение произведений: К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Берестова «Честное гусеничное»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится».
Оборудование и материал: цветы для украшения группы, картинки с изображением насекомых, разрезные картинки, карточки к д/и «Есть-Нет», демонстрационный плакат «Предлоги», заготовки для аппликации, клей, кисти, салфетки, ножницы, палочки, угощение для детей. Методические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические.
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент
Приветствие «Подари улыбку другу»
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Ты мой друг - и я твой друг!
Стало всем светлей вокруг!
Создание игровой мотивации
-Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку.
-Раз, два, три на полянке очутись! (звучат звуки природы). Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков. (Дети выполняют задание)
Основная часть
Введение в тему. Презентация «Загадки о насекомых».
- Давайте проверим, каких насекомых вы знаете. А для этого отгадаем загадки.
Шевелились у цветка все четыре лепестка, я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
Не зверь, не птица, а нос как спица (комар).
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее (пчела).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий,
Под сосной в лесу густом,
Из хвоинок строит дом (муравей).
Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней,
А на ней кружочки, черненькие точки (божья коровка).
- Молодцы угадали все загадки. Как называется эти милые существа одним словом (ответы детей).
- Каких еще вы знаете насекомых? (ответы детей)
- По каким признакам можно определить, что это насекомые (ответы детей)
Д/И «Разрезные картинки»
- Первое задание разрезные картинки. Я вам предлагаю собрать вдвоем одну картинку. Дети собирают разрезную картинку и называют, кто на картинке изображен. Описывают данное насекомое, подбирая слова-признаки.
Д/И «Игра в слова»
- Ребята, а как называется наша группа? (Группа «Пчелки») Я предлагаю вам поиграть. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее к слову - пчела. - Муравейник, зеленый, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, река, стрекочет, цветок, тля, вредитель, соты, хищник, жужжит, большие глаза, разносчица болезней, полосатая, нектар, кровосос, пасечник, силач, летает, хвоинки, усики.
Динамическая пауза «Кузнечик»
Скачет маленький кузнечик, (подскоки)
Через мостик перешёл. (ходьба)
Через лужи перепрыгнул, (прыжки с ноги на ногу)
В гости к бабочке пришёл. (ходьба)
«Эй, хозяйка, хватит спать! (дети ритмично «стучат в дверь)
Выходи скорей гулять! (машут рукой, в направлении к себе)
Будем вместе веселиться – (хлопают в ладоши)
Ты летать, (машут руками)
А я скакать!» (подскоки на месте)
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Майский жук большой, а божья коровка… маленькая.
У жука усы толстые, а у бабочки…тонкие. У шмеля спина широкая, а у комара…узкая.
У мухи крылья короткие, а у стрекозы…длинные.
Пчела полезная, а муха…вредная.
Игровое упражнение «Есть-нет»
- Возьмите по одной картинке, поиграем в игру «Есть-нет».
1-й ребенок. У меня есть пять комаров.
2-й ребенок. У меня нет пяти комаров, но есть одна божья коровка.
3-й ребенок. У меня нет одной божьей коровки, но у меня есть четыре кузнечика.
4-й ребенок. У меня нет четырех кузнечиков, но у меня есть две стрекозы.
5-й ребенок. У меня нет двух стрекоз, но у меня есть три мухи.
6-й ребенок. У меня нет трёх мух, но у меня есть три пчелы.
Д/И «Насекомые малыши и великаны»
- Я буду называть насекомого, а вы называете, когда он маленький, когда большой. Например: стрекоза-стрекозка и стрекозище.
Комар - Комарик и комарище.
Жук - Жучок и жучище.
Пчела - Пчелка и пчелище.
Муравей - Муравьишка и муравьище.
Таракан - Таракашечка и тараканище.
Шмель - Шмелёк и шмелище.
Д/И «Где гусеница?»
Дети: Гусеница перед грибом. Дети: Гусеница над грибом. Дети: Гусеница на грибе.
Дети: Гусеница за грибом. Дети: Гусеница под грибом. Дети: Гусеница в грибе.
-Ребята, помните мы с вами читали рассказ Валентина Берестова «Честное гусеничное». Что произошло с гусеницей?
- Она превратилась в красивую бабочку. (воспитатель достает бабочку на палочке)
- А давайте сделаем подружек для нашей бабочки. Но прежде подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Комарик»
Летит муха вокруг уха: ж-ж-ж, (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа: с-с-с. (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: з-з-з. (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Аппликация «Бабочка на палочке»
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Возьмите своих бабочек и отправимся на цветочную полянку. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?
(Дети отвечают на вопросы).
Сюрпризный момент
Вы сегодня молодцы! Посмотрите, что нам принесла трудолюбивая пчелка! В корзиночке лежат конфетки «Пчелка».