Моргунова Елена Юрьевна
Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
образовательные:
- расширение и уточнение знаний детей о насекомых;
- активизация словаря по теме;
развивающие :
-развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность;
- развитие умения рассуждать, делать выводы;
- развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики, координации;
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- воспитание интереса к природе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Материалы и оборудование:
- аудиозапись «Звуки природы», «Звуки насекомых»;
- картинки с изображением насекомых;
- видеофильм «Как появляется бабочка»;
- интерактивная физкультминутка для глаз «Маленькая пчелка»;
- рукавицы, манка;
- проектор, интерактивная доска;
- флипчарт с играми «Угадай насекомое», «Кто как передвигается», «Сколько ног у насекомых?», «Собери жука», «Кто чем питается», «Спрячь насекомое», «Что сначала, что потом», «Посади бабочку».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие «Утром ранним…»
- Я сегодня проснулась рано и очень обрадовалась, увидев, как солнышко умеет тепло и ласково здороваться.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
- Давайте и мы дружно и весело проведем этот день, узнаем много интересного и полюбуемся красотой, которая нас окружает.
- Ребята, нас окружают предметы, созданные руками человека. Это рукотворный мир. А есть мир, не созданный человеком, нерукотворный. Это мир природы. Послушайте голоса природы.
Аудиозапись «Звуки природы» (стр. 1)
- Что вы услышали? (как журчит ручей, шумят деревья, поют птицы, шум ветра и т. п.)
2. Основная часть.
- Сегодня я приглашаю вас в мир природы - мир самых маленьких жителей на земле – мир насекомых. Мы с вами отправимся на полянку. Чтобы оказаться на полянке надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три – покружись, на полянке окажись».
На доске картинка с изображением полянки.
- Вот мы и оказались на полянке.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
- О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом? (ответы детей)
- Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.
Воспитатель обращает внимание на картинку.
- Каких насекомых вы видите на картинке? (бабочек, муравья)
- Где же остальные насекомые? (предположения детей)
- Что нам надо сделать?
Игра «Угадай насекомое» (стр. 2)
- Я буду загадывать вам загадки и, если вы их правильно отгадаете, то насекомые появятся на полянке.
– Я зеленый, живу в травке. Уши у меня находятся на передних ногах. Если я пою поздно вечером, то утро будет солнечным. (Кузнечик)
– Я появляюсь в мае. Я летаю низко над землей и жужжу. У меня широкое туловище, две пары крыльев, шесть лапок, мохнатые усики. (Майский жук)
– У меня черная голова, круглое туловище, две пары крыльев. Верхние крылья красные и в черных пятнышках. Я питаюсь тлей и этим приношу пользу растениям. (Божья коровка)
– У меня длинное туловище и большие прозрачные крылья. На голове большие выпуклые глаза. Я могу ими смотреть сразу во все стороны. Я питаюсь комарами, мушками, мухами. И в полете могу надолго замереть на одном месте. (Стрекоза)
– Я очень полезное насекомое. Я собираю с цветов нектар и перерабатываю его в мед. У меня мохнатое полосатое туловище, прозрачные крылья и маленькие лапки. И еще у меня есть жало. (Пчела)
- Молодцы, вы отгадали все загадки. Как много насекомых живет на этой полянке! Назовите их.
- Как они передвигаются? (они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)
Игра «Кто как передвигается» (стр. 3)
- Ребята, а сколько ног у насекомых?
Игра «Сколько ног у насекомых?» (стр. 4)
- Что еще общего у всех насекомых? (тельце разделено на голову, грудь, брюшко, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики)
Игра «Собери жука» (стр. 5)
- Ребята, чем питаются насекомые?
Игра «Кто чем питается?» (стр. 6)
- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской - кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)
Игра «Спрячь насекомое» (стр. 7)
- Ребята, вы знаете, что одни насекомые приносят пользу, а другие – вред. Возьмите картинки, назовите насекомое и скажите пользу или вред оно приносит.
Игра «Польза-вред».
- Отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
- Кто улетел? (бабочка)
На доске картинка бабочка.
- Превращаемся в бабочек.
Физкультминутка «Бабочка».
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
- Ребята, вам нравятся чудеса?
- Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка.
Координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как
крыльями)
- А теперь расскажем по картинкам.
Игра «Что сначала, что потом» (стр. 9)
Бабочка отложила яйца на листике.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
- Ребята, посмотрите, какая веселая пчелка к нам летит.
Заключительная часть.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 – вот и в садике опять!»
- Ребята, вам понравилось на полянке?
- Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Рефлексия «Посади бабочку» (стр. 14)
-Внизу доски изображены бабочки разного цвета, а в центре - большая ромашка. Поселите на ромашку ту бабочку, которая соответствует вашему настроению. Если вы поселите красную бабочку, значит, у вас отличное настроение, вам было интересно, вы узнали много нового. Если поселите желтую бабочку, значит, у вас возникли какие-то трудности и настроение немного испортилось.
-Посмотрите, какой разноцветной стала наша ромашка, вы все хорошо работали. Молодцы!