Надия Санджиева
Итоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Речевое, познавательное, социально – коммуникативное и физическое развитие
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, её приметах, явлениях.
Задачи:
Образовательные:
• Способствовать развитию речи, познавательных интересов;
• Согласовывать существительные и прилагательные.
• Закрепить представления об образе жизни диких животных, птиц, их способах приспособления к условиям жизни, о способах питания зимой.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Развивающие :
• Развивать умение логически мыслить, формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
• Развивать фонематический слух, координацию слова в движении.
Воспитательные:
• Воспитывать культуру общения и поведения
• Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к природе.
Предварительная работа:
• Наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.
Методические приемы:
• Сюрпризный момент
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный
• Игровой
• Практический (упражнения).
• Наблюдение за работой детей, советы.
Форма: групповая
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «животные». Альбомные листы с изображением кормушек с птицами, посылка с запиской, цветные карандаши, угощение (конфеты);
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь! Дети встают в круг, берутся за руки.
Мы стоим рука в руке
Вместе мы - большая лента
Можем мы большими быть (поднимают руки вверх и встают на носочки).
Можем маленькими быть (опускают руки и приседают).
Но один никто не будет (пожимают руки стоящих рядом детей)
И Заяна здесь и т. д. Все здесь!
Сюрпризный момент:
Ребята, отгадайте загадку!
Ветви белой краской
Разукрашу,
Брошу серебро
На крышу вашу.
Теплые весной
Придут ветра
И меня прогонят
Со двора….
Дети: Зима!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, эту посылку прислала нам зимушка-зима и здесь какая-то записка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Зимушка-Зима, вот и заканчивается последний зимний месяц, и меня очень ждут дети на севере. Но я хочу убедиться, всё ли вы знаете о зиме. Я приготовила для вас задания, если вы с ними справитесь, то я вас щедро награжу.
Ребята, хотите получить подарок от Зимушки-Зимы? (Да)
Что для этого надо сделать? (Ответы детей)
2. Основная часть:
Воспитатель: Ну что же, порадуем зимушку-зиму своими знаниями о ней.
Давайте быстро, правильно ответим на вопросы:
- Какое сейчас время года? Месяц?
- Сколько зимних месяцев? Назовите их.
- Что вы можете сказать о зиме? Какая она?
Дети: Холодная, снежная, долгая, тёплая, морозная, вьюжная, суровая. - А что бывает только зимой? (снег) - Какой он? Дети. Рассыпчатый, холодный, липкий, мокрый, белый, пушистый.
- Какие праздники мы празднуем зимой?
Дети: Зул, Новый год, Рождество, Цаhан Сар, 23 Февраля, Масленица.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места. (Дети садятся на стулья.)
Мы еще знаем народные приметы и пословицы о зиме, и сейчас расскажем.
«Зима не лето, в шубу одета»
«Спасибо мороз, что снега принес»
«Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»
«Много снега, много хлеба»
«Мороз не велик, а стоять не велит»
Воспитатель: Много вы пословиц знаете о зиме. Молодцы! Зиму издавна любил народ, и люди её называют «Волшебница-зима». О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зимушке? Чтение стихов 2-3 ребёнка.
Как-то зимушка-зима, Посмотри в окошко:
Добрая старушка, Белая дорожка,
Выбивала облака, Занесло качели,
Будто бы подушки. Спят под снегом ели.
И кружились, будто пух, В небе желтая луна.
Белые снежинки, Лишь одна не спит она.
Укрывая все вокруг
Мягкою перинкой.
(Н. Планида)
Воспитатель: Ребята, а вот один мальчик сочинил стихотворение, но перепутал слова. Давайте поможем исправить ошибки.
1. У ёлки чудесный наряд!
Смотрите, как БУТСЫ горят! (Бусы)
2. На весёлом карнавале
Люди в МИСКАХ танцевали. (Масках.)
3. Когда за окошком метели метут,
Настольные ТИГРЫ скучать не дают (Игры)
4. Хоккеист лихой Кирилл
ПЛЮШКОЙ – р-раз! И гол забил. (Клюшкой)
5. В лыжных ТАПОЧКАХ с помпоном
Мчатся лыжники по склонам (Шапочках)
6. Праздничный САЛАТ над домом!
Закричал с балкона Рома (Салют)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а в какие зимние игры вы умеете играть?
Дети: Играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках с ледяных горок.
Воспитатель: Ребята, а после зимней прогулки, какое у вас настроение? (Ответы детей). Воспитатель: Настроение у вас всегда отличное, глазки блестят, щёчки горят. Здорово! Давайте мы с вами отдохнём и поиграем. Надевайте тёплые сапожки, шапочки, пуховики. Физминутка. «Зимняя прогулка» (дети становятся в круг) Мы зимой в снежки играем, По сугробам мы шагаем, Бабу снежную мы лепим И на лыжах мы бежим, На коньках по льду скользим. Очень весело зимой (прыжки на месте). Нам не хочется домой (повороты головы вправо, влево.).
Воспитатель: Ой, ребята, а варежки мы забыли надеть, ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом. Упражнение на дыхание «Погреем ладошки» Дети вдыхают воздух, делают паузу, затем при выдохе «греют ладошки», дуют на них, длительно произнося [ш] [ф] [х].
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте вспомним, как живут дикие животные зимой.
- Как проводят зиму ёж, медведь и барсук (слайд 1)
Дети: Осенью барсук, медведь и ёж много питаются, накапливают запасы подкожного жира, и впадают в зимнюю спячку. (слайд 2)
- Чем питается белка зимой? (слайд 3)
Дети: Белка осенью запасает орешки, желуди, грибочки, шишки, высушивают на ветках, пнях, складывают в свое дупло.
- Как заяц встречал зиму? (слайд 4) (меняет окраску)
- Как заяц спасается от волков, лис, охотников? (слайд 5)
Дети: Заяц бегает, путает след.
-Чем он питается зимой? (слайд 6)
Дети; Зимой зайцы питаются корой и побегами деревьев и кустарников.
- Почему лиса и волк не замерзают зимой? (слайд 7)
Дети. Зимой у лисы и волка шубки очень тёплые, а на их лапках обрастает густая шерсть, чтобы не холодно было бегать по снегу.
- Чем питается лиса? (слайд 8)
Дети: Больше всего лисичка любит зимой охотиться на мышей, зайцев.
Воспитатель: Замечательно ребята, много вы знаете о жизни диких животных зимой!
Ребята, а для чего на площадке у нас, кармашки развешаны?
Дети: Для подкормки зимующих птиц.
Воспитатель: Почему зимой нужно помогать птицам?
Дети: зимой им трудно найти пищу
Воспитатель: Какую пользу приносят птицы человеку?
Дети: Птицы наши первые помощники в саду, они съедают вредных насекомых. Людям нравится слушать песенки птиц весной, летом. Птицы украшают нашу природу яркими оперениями и мелодичным посвистыванием.
Воспитатель: Молодцы ребята, думаю, что зима довольна как вы отвечаете.
Дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листочки с изображением кормушек с зимующими птицами. Нарисуйте своим птицам угощение, которое они любят. Расскажите, какая птица изображена на вашей кормушке, и чем вы угостили. (Дети рисуют корм, а затем рассказывают, кого и чем угостили).
Воспитатель: Насытились наши зимующие птицы и стали общаться. Давайте вспомним, как они подают голос?
Дети: Ворона каркает, сорока стрекочет, воробей чирикает, снегирь свистит, синица щебечет, голубь воркует.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, зима — удивительное время года. Она холодная, но при этом весёлая, которая вместе с собой приносит развлечения, игры со снегом, зимние каникулы и много-много подарков.
3. Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, слышите, прозвенел колокольчик, значит, мы справились со всеми заданиями зимы. Теперь зима знает, что мы её любим, и будем ждать на следующий год. Совсем скоро зима уступит своё место красавице Весне.
Рефлексия.
– О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какие задания мы выполняли?
- А что понравилось больше всего делать?
Воспитатель: За ваши старания Зимушка угощает вас своими любимыми леденцами. (Раздача конфет.)
.