Светлана Толмачева
Итоговое занятие в старшей группе по окружающему миру «Прощание с осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие в старшей группе по окружающему миру
Программное содержание
Цель: обобщить представления детей о характерных признаках осени.
Образовательная область:
-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-закреплять знания о подготовке к зиме животных;
- учить видеть красоту природы, развивать эстетическое восприятие окружающего мира ;
-развивать внимание, память, наблюдательность;
-воспитывать чувство любви к родной природе.
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе по окружающему миру „Прощание с осенью“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Интегрирующие области : речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с птицами; загадывание загадок; прослушивание записи с пением птиц; заучивание и чтение стихов; беседы и наблюдения за птицами во время прогулок.
Оборудование: наблюдение за сезонными изменениями осенью. Беседы об осени, чтений произведений об осени, рассматривание иллюстраций осенней тематики, разучивание физ. минутки «Дождь».
Методические приемы:словесный метод (беседа, игровой метод (дидактические игры, наглядный (картины осени. карточки с признаками осени, маски зверей, гербарий, практический (составление гербарий).
Ожидаемый результат: формирование знаний об осени, признаках осени, подготовке зверей и птиц к зиме, бережное отношение к природе, любовь к природе.
Словарная работа: листопад, моросит, непогода, ненастье, осенний пейзаж.
Ход занятия
1. Организационный момент
(дети становятся в круг)
-Ребята, я очень рада вас видеть! У меня очень хорошее настроение, а у вас (хорошее, весёлое) Было ли вам холодно, когда шли в детский сад? (Да) А почему стало холодно? (сейчас осень) А какая осень (поздняя) Какая погода поздней осенью (холодная, пасмурная, дождливая)
-Давайте друг друга согреем тёплыми улыбками. Для этого надо поставить руки на пояс и произнести слова:
«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись!»
-Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить с осенью и прощаться с ней ведь уже подходит к концу последний осенний месяц.
2. Основная часть
1)Дидактическая игра «Три осени»
-Ребята, у осени тоже бывает разное настроение. Как вы думаете от чего зависит ее настроение? (от погоды). А какие вы знаете периоды осени? (ранняя, золотая, поздняя). Ребята, расставьте правильно иллюстрации с периодами осени. Расскажите,что вы знаете о каждом периоде осени.
2)Дидактическая игра «Признаки осени»
(дети стоят в кругу, воспитатель раздает карточки с изображением признака осени - идет дождь, птицы улетели, листья пожелтели и т. д)
-Ребята, надо называть признаки осени, начиная со слова -осенью.
Например - осенью птицы улетают в теплые края.
3)Беседа «Что есть у осени?»
-Ребята, а вы знаете,что у осень имеет свой цвет. Как вы думаете какой он? (цвет осенних листьев, неба, урожая)
-а что еще есть у осени? (запахи) А чем же пахнет осень (листьями, дождем, овощами, фруктами)
-Ребята, а еще у осени есть свои звуки. А какие это звуки?
4)Прослушивание аудиозаписей (ветер дует, идет дождь, шелест листьев)
-Ребята, а вы хотите услышать звуки осени? (да) Закройте глаза.
Что вы услышали? (дует ветер) У кого карточка с изображением ветра? (воспитатель вывешивает картинку ветра на доску). Что мы можем сказать о ветре (дует, свистит, завывает)
-Давайте послушаем следующий звук. (звук шелеста листьев). у кого картинка с осенними листьями? Что происходит с листьями осенью? (меняют цвет, опадают, летят, кружатся, шелестят)
-Какой же еще есть звук осени? Послушаем. (звук дождя) У кого картинка с изображением дождя? (воспитатель вывешивает картинку на доску с изображением дождя). Что мы можем сказать про дождь? (идет, капает, стучит, льет, моросит)
5)Опыт с водой «Каким бывает дождь»
-Ребята, вы хотите узнать каким бывает дождь осенью (да)
Возьмите кисточку, мокните ее в воду, нажмите пальцами на щетину. Что произошло? (упала одна капля) что мы можем сказать про такой дождь (мелкий дождь) А теперь возьмите зубную щеточку и мокните ее в воду. Проведите большим пальцем по щетинкам, держа щеточку над левой ладошкой. что произошло? (упало много мелких капель) Как называется такой дождь? (моросящий).
А теперь возьмите стаканчик и наберите воду. А теперь начинайте потихоньку выливать воду в чашку. Что мы можем сказать о таком дожде? (льет сильно) Еще говорят о таком дожде,что льет как из ведра.
3. Физ. минутка
Дождь
Капля - раз, капля - два, (прыжки на одной, на другой ноге)
Очень медленно сперва, (руками медленные движения)
А потом, потом, потом - (руками быстрые движения)
Все бегом, бегом, бегом. (бег на месте)
Зонтики скорей раскроем, (развести руки в стороны)
От дождя себя укроем. (руки сложить над головой)
4. Основная часть
6)Инсценировка «Как звери готовятся к зиме»
Заяц
Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Медведь
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью - зима опять,
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придёт!
Еж
Я тоже буду спать, как Мишка,
Я поохотился за лето,
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Листков себе я принесу
Квартиру сделаю в лесу
Проснусь - пойду встречать весну
Опять охотиться начну.
Белка
А я спешу, спешу, спешу,
На ветках я грибы сушу,
Орехов делаю запас,
Вот как стараюсь.
7)Чтение сказки П. Ганжиной «Мишуткина осень» с показом иллюстраций.
Однажды поздней осенью к Медвежонку пришёл Бельчонок.
— Мишутка, мне очень жаль, что скоро наступит зима!
— Неужели ты не любишь зиму? – удивился Мишутка.
-Я очень люблю зиму, — тут же ответил Бельчонок. Но ведь именно эта осень никогда не повторится.
-Да, — согласился Мишутка. – Эта осень не повторится, но ведь на следующий год будет другая осень, которая будет гораздо лучше, чем эта.
-Но мне всё равно грустно, — ответил Бельчонок. – Грустно оттого, что я никогда-никогда не увижу этих красивых кленовых листоч-ков. Именно в этом году на клёне все листья невероятно красивы.
Мне жаль, что скоро всё запорошит снег, и даже памяти от красот осени не останется.
-А давай, сохраним несколько листочков, — предложил Мишутка.
-А разве листочки можно сохранить? – удивился Бельчонок.
-Сохранить можно всё, даже цветы.
-И ты знаешь, как это сделать?- удивился ещё больше Бельчонок.
-Я не только знаю, но и научу тебя, — ответил Медвежонок.
Друзья подобрали несколько кленовых листочков, и сделали гербарий. Они высушили листочки на солнце, а потом зимними вечерами любовались багрово-янтарными переливами ушедшей осени.
— Мишутка, теперь я никогда не забуду ушедшую осень!
— Каждый сезон неповторим, и теперь ты знаешь, как сохранить его частичку, — улыбнувшись, ответил Медвежонок. Вспоминать о хорошем, и любоваться прекрасным всегда приятно.
8)Беседа по сказке
9)Знакомство с гербарием (что такое гербарий, виды, как выполняют, показ гербария.
10)Изготовление гербария из осенних листьев.
5. Итог занятия
-Что вам понравилось на занятии? Чем нравится осень?
-Чтение стихотворения Н. Самоний «Прощание с осенью»
-Подарок от осени (раскраски листьев)