Елизавета Григорьева
Итоговое занятие в середине года в старшей группе «Мама для мамонтенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мама для мамонтенка.
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей программного материала.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать любовь к живой природе, желание беречь её;
Воспитывать умение правильно вести себя в природе.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Развивать воображение и творческую активность;
Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.
Публикация «Итоговое занятие в середине года в старшей группе „Мама для мамонтенка“» размещена в разделах
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, длине, величине, сравнивать числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?»
Образовательные:
Формировать познавательные действия;
Закреплять навыки количественного и порядкового,прямого и обратного счета в пределах 10,учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.
Закреплять знания о знакомых геометрических фигурах, их свойствах.
Упражнять в делении геометрических фигур, используя знания об их свойствах.
Совершенствовать представления о днях недели. их последовательности.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку. обозначать пространственные направления соответствующими словами: слева, справа, вверху, внизу,в центре.
Работа над словарем: трапеция,ромб,пятиугольник, слева, справа, вверху, внизу, посредине,одна вторая,полукруг.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Эмблемы диких и домашних животных,модели птиц,зверей,рыб, раздаточный материал. математические наборы,листы в клетку,большие круги.
Геометрические фигуры-льдинки.
Презентация, магнитные цифры,знаки больше,меньше,равно.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая (игра «Найди пару», дидактическая игра «Живая неделя»).
Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы).
Двигательная деятельность (физ. минутка, игра малой подвижности).
Познавательно - исследовательская (просмотр презентации, обследование геометрических фигур, упражнения на соотнесения числа и количества, и цифр, упражнения на счет, задание на определение дней недели,моделирование,сравнение моделей.)
Музыкально-художественная (песенка из мультфильма «Мама для мамонтенка», слушание звуков птиц.)
Чтение художественной литературы (загадки о мамонтенке,рассказы детей).
Планируемые результаты:
1. Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явления-ми
2. Имеет элементарное представление о зверях,птицах,рыбах.
3. Проявляет интерес к природе.
4. Имеет элементарное представление о геометрических фигурах; счете до 10; ориентируется в пространстве; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 20-25 минут
5. С интересом участвует в подвижных и дидактических играх.
Критерии оценки деятельности детей на НОД
Активность
Самостоятельность
Взаимодействие со сверстниками и взрослым
Сопереживание
Эмоциональность
Проявление волевых усилий
Самооценка и др.
Интеграция образовательных областей
Области Виды детской
деятельности Решаемые задачи
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная
(слушание музыки) Развивать у детей творческие способности, воображение при слушании музыки
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская
(моделирование,работа с моделями) Принимать активное участие в деятельности. Формировать умение детей решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрос-лому за помощью.
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная
(беседа, игровые упражнения,самооценка) Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми. Развивать умение анализировать свои действия и давать им оценку.
Физическое развитие Игра малой подвижности
Физ. минутка Развивать умение выбирать маршрут движения, соблюдая правила.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками. Развивать мелкую моторику рук.
Речевое развитие Беседа, ответы на вопросы,рассказы детей, отгадывание загадок,звуковой анализ Формировать умение отвечать полным ответом. Развивать образное мышление по-средством загадок. Совершенствовать восприятие фонетической стороны речи с помощью упражнений на определение позиции звука в слове,количества слогов,постановку ударения,характеристику звуков.
Ход
образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть.
1. Организационный момент
Ход занятия
Сегодня утром нам пришло загадочное письмо! По-слушайте его!
«Помогите найти МАМУ!»
- Ребята, я не знаю от кого же могло придти такое письмо. Здесь только есть загадка, давайте, ее отгадаем и узнаем, кто же просит у нас помощи!
Он один совсем остался,
Сам не знал как потерялся,
Но не верил, что на свете
Есть потерянные дети.
И решил один, на льдине
В путь отправиться он длинный,
И, во что бы то ни стало,
Отыскать родную маму.
С хоботком, но не слонёнок,
Это, детки,. (МАМОНТЁНОК (слайд1)
- Ребята, поможем Мамонтенку найти его маму?
- ответы.
Рече-вое,социально-коммуникативное
2. Основная часть.
Показ, комментирование, беседа
Игровые упражнения
Обыгрывание Физкультурная пауза
Демонстрация Дидактические игры
-Ребята,а вы знаете кто такие мамонты и когда они появились на Земле (слайд 2)
-Очень давно, миллионы лет назад, наша планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. Раньше на планете росли совсем другие деревья и обитали другие животные.
Внезапно наступило значительное похолодание. С возвышенностей на равнины сползали ледники, дождь превращал-ся в снег, и огромные просторы континентов покрывались снегом и льдом. Наступил ледниковый период. На планете существовало большое количество животных,а людей тогда еще не было. (слайд3)В животном мире преобладали млеко-питающие, в частности хоботные (мамонт, а из копытных - лошади, олени, северные олени, лоси и предки тура. К наиболее известным хищникам относились медведь и саблезубый лев.
Самое крупное и известное животное ледниковой эпохи это мамонт. (слайд4).
Мамонты жили в степях и тундрах. Он имел характерную выпуклость на задней части головы и огромные бивни.
Но в отличие от слона, его тело покрывала густая темно- коричневая шерсть. Вы как думаете, ребята,а для чего мамонту шерсть (ответы)
Ребята, на какое современное животное похож мамонт? (Слон)
Звуковой анализ слова «слон».
Ребята,как вы считаете, -были в то время домашние животные? (Нет) Почему? (Потому что тогда человека еще не было).
-Обратите внимание,у вас есть эмблемы- диких и домашних животных. Я предлагаю сыграть в игру «Найди пару».У каждого дом. животного в дикой природе есть пара-очень похожее дикое животное, например: на собаку очень похоже какое дикое животное (волк)Сейчас по сигналу вам нужно найти свою пару. Раз,два,три –игру начни!
Игра «Найди пару»,итог игры.
Ребята,вы не забыли-кто нас просил о помощи?
Итак,мамонтенок отправляется на поиски мамы. На чем он отправился (на льдине)
Первым Мамонтенок встретил старого моржа (слайд 5) и спросил его:
-Может, вы моя мама?
-Нет, что ты. Я - старое морское животное. Я морж. Но я помогу тебе найти твою маму. Вот тебе картинки, по которым ты узнаешь свою маму.
( Дает модели зверей: пасть, четыре ноги, шерсть, бутылка с молоком).
Но мамонтёнок не знал кто такие звери. Ребята давайте поможем мамонтёнку понять кто такие звери. (работа с моделью зверей) Мамонтенок поблагодарил моржа и отправился дальше.
- А мы садимся на свои места.
• -1,2,3,4,5 дети учатся считать!Значит, чем мы будем заниматься?
• Мамонтенок плыл на льдине все дальше и дальше от Севера,становилось все теплее. солнце начинало светить все ярче. Как вы думаете,что происходило с льдиной?
• - Да,на солнце большая льдина таяла и от нее откалывались маленькие кусочки,вот они,посмотрите и ответьте на какие фигуры похожи эти льдинки?
• -Сколько всего льдинок(10)
• -Расставьте по порядку цифры от 1-10 на столах. Кто закончил помогает соседу. Проверяем.
• -А сейчас по цепочке вспомним прямой счет,и обратный.
• Физминутка.
• -Мы выяснили,что всего льдинок 10,подумайте,на какие части их можно разделить (многоугольники и фигуры без углов, сколько их?Положите перед собой эти две цифры,какие цифры положили (я у доски)
-Чего больше (многоугольников)Чего меньше? Значит какое число больше?Какое число меньше?Поставьте нужный знак, какая часть знака указывает на большее число?а какая часть на меньшее?Прочтите запись!А мы проверяем. Молодцы,уберите эти цифры и знак.
• -На какие еще части можно разделить (треугольники,четырехугольники,круг. овал,и шестиугольник)
• -И еще на какие группы можно разделить (большие фигуры и маленькие)сравните эти две группы,что о них можно сказать?Положите у себя эти числа и поставьте нужный знак,проверяем,уберите все.
• -Плыл мамонтенок много дней,целых 7 дней подряд, как сказать по-другому (показать) :он плыл целую (неделю)
• -Давайте поиграем в живую неделю,у вас есть кар-точки с кругами,которые показывают какой ваш день недели по счету, живая неделя-стройся!проверяем,умнички,садитесь.
• -У вас есть листы в клеточку, положите перед собой.
-в центр листа положите круг, в левый верхний угол положите квадрат, в правый нижний угол положите маленький треугольник, в левый нижний угол –прямоугольник, в правый верхний –большой треугольник, проверяем, уберите фигуры.
• -Возьмите сам лист,какой он формы? как можно квадрат разделить на две части (соединить противоположные стороны,соединяем,что получилось (прямоугольник)
-Раскройте весь квадрат,что мы увидели?из чего он состоит (из 2 прямоугольников,как можно назвать эти части (одна\вторая квадрата)
-Что больше весь квадрат или его часть,одна\вторая?что меньше?
• -Раскройте весь квадрат,как еще можно его поде-лить на 2 части (соединить углы)и что мы увидели,из каких частей состоит квадрат (из 2 треугольников)Поделите эти треугольники еще на две части,из чего теперь состоит квадрат (из 8 маленьких треугольников)
• Возьмите большой круг,разделите его на две части,как называется полученная фигура (полукруг)
-Что больше круг или полукруг?из скольких полукругов состоит круг (из 2 полукругов)Что больше круг или полукруг?Что меньше?молодцы со всеми заданиями вы справились!
Ну что, ребята, плывем дальше на поиски мамы для мамонтенка?
Смотрите кто ему встретился (Рыба (Слайд 6)
- «Может быть вы моя мама? Или знаете где она?»
- «Нет я не похожа на твою маму, я иначе выгляжу. Перечислите существенные признаки рыб (работа с моделью рыб). Составляют модель рыбы. (овальная форма тела, есть плавники, тело покрыто чешуёй, мечет икру, живёт в воде).
Ребята, посмотрите, похож мамонтенок на рыбу? (ответы)
Поплыл мамонтёнок дальше. Вот и берег. Мамонтёнок вышел на сушу. Очень устал. Он лёг и уснул. Проснулся от красивого пения. (Звучит запись голосов птиц) .
Ребята, кто так красиво поет?. Давайте объясним мамонтёнку кто такие птицы и вспомним их существенные признаки. (работа с моделью птиц).
Ребята, объясните, пожалуйста, почему птица не может быть «мамой» мамонтёнка?
И тут навстречу мамонтенку выскочила обезьян-ка. (Слайд 7) Она говорит ему, что знает, кто его мама и при-водит его к большой слонихе. Давайте посмотрим подходит ли слониха к нашей схеме. (Слайд 8) (Ответы детей).
Познавательно-исследовательское
Речевое
Физическое
Художествен-но-эстетическое
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Ребята, мы помогли мамонтенку, и нашли его маму. И слониха признала мамонтенка своим сыном. (Слайд 9)
Пора нам возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось в этом путешествии? Какие чувства мы с вами пережили? Хотели бы вы еще раз оказать помощь тем, кто в этом нуждается?
Как вы оцениваете наше путешествие? Ребята, если считаете, что справились со всеми заданиями и вам ничего не хотелось изменить в нашем занятии, то возьмите голубую снежинку. А если у вас что-то не получилось, но в следующий раз вы обязательно постараетесь, то возьмите белую снежинку (работа с карточками).
Речевая
Социально-коммуникативная
Длительность НОД: 25 минут.