Екатерина Никитина
Итоговое занятие в старшей группе «Путешествие в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Буслаева Юлия Михайловна, Никитина Екатерина Вячеславовна
Занятие проводится в рамках проекта "Богатыри земли русской".
Цель:
Приобщать детей к русской народной культуре средствами фольклора.
Задачи:
- формировать у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли русской;
- формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
- развивать детского творчества в продуктивных видах деятельности;
- закреплять умения работать в парах, определяя продукт своей
деятельности;
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе „Путешествие в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- воспитать эстетические чувства при знакомстве дошкольников с произведениями устного народного творчества, творчества русских художников;
Материалы и оборудование: презентация «Богатыри земли русской», лук, стрела, путеводный камень, стрелки с заданиями, основа для создания коллективной композиции (формат А3, заготовки богатырского снаряжения для индивидуальных работ, клей, клееночки, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! Вы, наверно, знаете, что у каждого народа есть свои герои. Славятся они не только своей силой, решительностью и смелостью. Свои подвиги они совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и Отечества.
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины. А кто же рассказывал эти былины (дети отвечают?
Воспитатель: Правильно, гусляры! А не хотите ли вы отправиться в Древнюю Русь и еще раз взглянуть на жизнь богатырей русских? Мы вас приглашаем в старину. Закройте глаза и произнесите слова «раз, два, три –повернись! В старине окажись!» (звучи т музыка, дети открывают глаза и видят перед собой гусляра).
Гусляр: Расскажу я вам про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Так значит, вы собрались в дорогу дальнюю. Не страшно вам, не
забоитесь? Ведь в пути вас ожидает много трудностей (дети отвечают, что им поможет дружба, поддержка, взаимовыручка! Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло сделать русскому богатырю?
Дети: Взять родительское благословение и пойти на распутье к камню.
Гусляр: Камень перед вами! Кто прочтет, что на нем написано?
Дети с воспитателем читают надпись:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую страну попадешь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети делаю вывод, что пойдут направо.
Гусляр берет в руки рук и стрелу и имитирует движение выстрела.
Гусляр: Полетела моя стрела, в дорогу вас повела! Коль след стрелы найдете, когда в дороженьку пойдете, думайте, гадайте и задания выполняйте!
Воспитатель предлагает детям оглядеться вокруг и найти первую стрелу. Дети подходят к стреле, размещенной на стене, на шкафу, на столе поднимают ее, на ней написано задание.
Первое задание: Взгляните на волшебный экран. Знаете ли вы этих богатырей? Кто такие богатыри? А каких еще русских богатырей вы знае-те?
На экране появляется картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
Дети называют имена богатырей. Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).
Педагог: Откуда вы так много знаете о богатырях? Высказывания детей.
Гусляр: Ну что же, с первом заданием вы справились, ищите след второй стрелы!
Дети двигают по группе и отыскивают второе задание.
Второе задание: Взгляните на волшебный экран и вспомните как на-зывалось снаряжение богатырей. А помогут вам загадки:
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Дети находят третью стрелу и выполняют задание
Третье задание: Какое оружие было у богатырей?
Дети: Меч, копье, щит, булава, дубина, лук, стрелы
Гусляр: Посмотрите на волшебный экран и вы увидите, что еще помогало богатырям в трудных битвах
Демонстрируется иное оружие богатырей. Дети рассматривают. Воспитатель называет оружие, дети проговаривают новые слова.
Гусляр: Четвертое задание вы увидите на волшебном экране.
Появляется изображение богатырского коня. Дети рассказывают, какую роль играл конь в жизни богатыря.
Гусляр: Ребята, а теперь покажите с вою удаль молодецкую!
Под песню «Силушка богатырская» дети выполняю ритмические упражнения.
Гусляр: Показали вы свою удаль молодецкую, а теперь умом похва-стайтесь. Какие вы знаете пословицы, которые сложил русский народ о богатырях.
Дети называют пословицы:
Лучше богатырское сердце, чем золоченный меч.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Один - сам богатырь, у другого - слово богатырь.
В пути нужны отважные, на поле брани – богатыри.
Стрелок познается на охоте, богатырь – в бою.
Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.
Гусляр: Ай – да, молодцы! Ай – да, девицы! Вижу знания ваши глубок и, любовь к Отечеству велика! А сможете ли вы оставить мне на память о себе картину чудесную?
Воспитатель предлагает детям разбиться на пары и создать образ русского богатыря, выполняя аппликацию.
Дети проходят на рабочие места, договариваются между собой о последовательности этапов выполнения работы, создают образ богатыря из разрезных частей. Готовые образы ребята несут к общему столу и создают коллективную композицию «На страже земли Русской» и дарят гусляру.
Гусляр благодарит детей за картину и преподносит ребятам в дар книгу о русских богатырях.
Гусляр: А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается,
И века простоит – не шелохнется!
Воспитатель: Пора ребята нам возвращаться в детских сад. В гостях хорошо, а дома лучше!
Дети произносят заклинание и «возвращаются в детский сад».