Ася Исакова
Итоговое занятие в старшей группе на тему: «Ямал — наш дом».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и закрепление знаний о родном крае, о коренных жителях Ямала.
Задачи.
1. Показать знания и умения детей как а) правильно собирать рюкзак в поход; б) ходить в поход с соблюдением правил безопасности.
2. Закрепить и расширить знания о флоре и фауне Ямала.
3. Расширить знания о традициях ненецкого народа
4. Закрепить умение детей строить чум.
5. Закрепить знания об этикете в гостях.
Материалы и оборудование:
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе на тему: „Ямал — наш дом“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
иллюстрация «Ямал – наш дом», куклы в национальных одеждах; макет чума; рисунки детей на заданную тему; поделки детей из бумаги (картон) : «Ненцы», «Олени», «Нарты», «Собаки»; палочки для строительства чума, кусочки ткани для покрытия чума; карточки с северными ягодами, с северными цветами (или ИКТ-игра); атрибуты для национальной игры «Перетягивание палки» : палка, доска с нац-м узором.
Предполагаемый результат:
Владеют навыками преодоления препятствий – болото, строительства чума.
Умеют правильно собирать вещи в поход; правильно вести себя в лесу, на болоте; умеют строить чум.
Знают птиц, цветы, ягоды родного края; знают правила безопасного поведения в лесу; традиции ненецкого народа; знают правила этикета в гостях.
Этапы мероп
риятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь вспомнить атрибуты, необходимые для похода в лес, тундру летом – ИКТ- игра «Собери вещи в поход») Дети в группе. Оформлена выставка детских работ по теме «Ямал – наш дом».
- Ребята, вот и наступил сегодня день долгожданный, когда мы, наконец, отправимся в поход – в гости к ненецким друзьям. Хотите?.
Но поход не легкий, т. к. препятствий много в пути – лес, болото. Но, если мы преодолеем все препятствия, то мы окажемся в гостях у ненецких девочек Даши и Насти. Они нас ждут и угостят нас чем-то вкусным. Ну что, ребята, думайте. Сможете ли вы одолеть трудную дорогу?
Раз вы такие смелые, давайте думать, вспоминать, что надо взять в поход, чтобы облегчить себе дорогу?
1 задание: «Атрибуты для похода».
- Без чего нельзя обойтись в походе? Дети перечисляют атрибуты, объясняя необходимость: рюкзак, компас, палатку, фотоаппарат, топорик, средство от комаров, продукты, воду, теплую одежду, палку, лукошко. Игра.
постановка детской цели: зачем?
Дети выбирают предметы, объясняя для чего нужен каждый атрибут в походе.
Игра «Собери вещи в поход»
Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания.
Показ иллюстраций (ИКТ).
Новое знание – глухари.
Показ иллюстраций (ИКТ).
Новое знание – пижма.
Иллюстрации (ИКТ) - болотные и лесные ягоды Надыма.
Новое знание – водяника.
-Молодцы, ребята, вы справились с главным заданием. Рюкзак наш заполнен только необходимыми вещами в походе – это важно, т. к. лишнее будет мешать, да и зачем нести лишнюю тяжесть. Ребята, мы с вами для похода взяли все необходимое, но все-таки кое-что забыли – правила безопасного поведения.
- Молодцы! Необходимо побрызгать одежду от комаров, мошек; не пробовать незнакомые грибы, ягоды; не кричать в лесу; не жечь костры без необходимости; не мусорить. Очень важно держаться вместе, чтобы не потеряться.
Итак, мы отправляемся в путь. Дети «шагают по лесу».
- А без чего будет скучно, неинтересно в походе? Конечно же без песни и без умных и веселых друзей.
Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам». Дети идут, танцуют, подпевают.
-Когда долго идешь по лесу, очень быстро устаешь и тут нужен привал. Кто знает значение этого слова?. Запоминайте значение нового слова: привал – это отдых после долгого пути. Давайте присядем в тенечек, отдохнем и поговорим. Привал.
Дети садятся в кружок.
2 задание: «Привал - птицы». Дети слушают пение птиц. -Ребята, слышите… птицы поют… нравится пение птиц? И мне тоже. Их приятно слушать с закрытыми глазами, давайте ляжем на траву и попробуем слушать.
– Садитесь. Ребята, посмотрите, какие птицы живут в наших краях? Какую пользу приносят птицы? Дети отвечают на вопросы. - Конечно, они помогают деревьям, поедая жуков-короедов и их личинок. А нам, людям, какая польза от них? - Совершенно верно – мы получаем удовольствие, слушая их, смотря на птиц. Игра. Знакомство с глухарями.
-Ну что же, пора и в путь дорогу.
Звучит веселая мелодия. Дети идут дальше
- Посмотрите, какая лужайка красивая! Давайте остановимся и полюбуемся ею.
3 задание: «Цветы Надыма». Наш округ хоть и холодный, но летом наш Ямал красив. В Надыме много цветов расцветает. Предлагаю вспомнить какие это цветы: болотные, садовые или луговые? Верно, луговые. Давайте вспомним их названия. - Молодцы! Это одуванчик, иван-чай, ромашка, клевер. Знакомство с пижмой.
Ребята, мы будем рвать цветы красивые? Почему? - Давайте лучше сфотографируемся на фоне этих замечательных луговых цветов. Звучит песня «Не рвите цветы, не рвите. Пусть будет красивой Земля…». Игра.
4 задание: «Болото». Продолжаем наш путь мы через болото – это последнее препятствие на нашем пути. Надеюсь, мы преодолеем его. Здесь надо быть особенно внимательными. Почему? Давайте думать. Ответы детей. Правильно, болото может засосать, затянуть и не выбраться из него; надо идти с палкой, палкой находить твердую почву и наступать на твердые кочки, идти друг за другом след в след, долго не стоять на одном месте.
-Ну, вот мы и выбрались из болота успешно. Посмотрите, здесь на краю болота ягоды есть. Какие это ягоды?.
Правильно, это болотные ягоды - морошка, клюква.
Какие лесные ягоды вы собирали?. Ответы детей: голубика, черника, брусника. Игра.
Познакомить с водяникой. …. …. Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания
Дети вспоминают и перечисляют правила безопасного поведения в лесу.
Д/игра «Сколько слогов в слове?». Слова: Ямал, север, дружба.
Дети отмечают птиц нашего края и называют их, отмечают пользу для леса и людей.
Игра «Какая птица лишняя и почему?»
Дети вспоминают и называют вид и названия северных цветов.
Дети объясняют, почему нельзя рвать цветы и фотографируются на фоне цветов.
Игра «Какой цветок лишний и почему?»
Обсуждение, анализ, выводы.
Вспоминают названия болотных и лесных ягод.
Игра «Какая ягода лишняя и почему?»
Дети показывают, как надо проходить болото. Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (3-4 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;
Ребята, мы идем в гости. Вспомните, как надо в гости ходить? Какие правила есть? Ответы детей: заранее договориться о времени, красиво одетыми, с подарками (на день рождения) или с гостинцами, знать традиции народа ненецкого.
- Верно. Мы заранее договорились, нас ждут. А вот про подарки забыли. Что будем делать?. Дети предлагают варианты.
Анализ детьми возникшей ситуации.
Вспоминают правила этикета.
Решают проблему
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания (способа действия)
(6-8 мин.)
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; Правильно, на болоте есть ягоды – клюква и морошка. Чем не подарок? Соберем? Подарим?. Тогда проблема решена. Теперь вы знаете, что безвыходных ситуаций не бывает. Вы просто молодцы! Давайте собирать ягоды.
Дети собирают ягоды.
Звучит Песня «Дружба». Дети идут в гости.
Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели
Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний и умений (5-6 мин) Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами
ИКТ: чум крупным планом, дети на фоне экрана стоят, затем сидят на полу.
Новое знание. Встречают куклы – хозяйки чума.
Здравствуйте, ребята. Мы вас очень ждали. Дорога, по которой вы шли, очень тяжелая для тех, кто в городе живет. Но вы справились, потому что хорошо и правильно приготовились к походу. Все, кто к нам приходит с добром, самые дорогие гости для нас. Мы их угощаем чаем, рыбой, олениной. Вот и вам рады. Проходите в чум, садитесь. Дети садятся на пол.
Ребенок. А мы вам тоже принесли гостинцы – это ягоды морошка и клюква к чаю.
Хозяйки чума. Спасибо, ребята, вы очень внимательные и добрые, порадовали вы нас. Ребята, мы с вами сидим в чуме - это наш дом, а знаете ли вы как построить чум?
Попробуйте.
Дети строят чум. Хозяйка чума по ходу рассказывает.
Чтобы построить чум, надо 38 (палок - хорей). Чум у ненцев строят женщины. Когда надо переезжать на другое место, чум разбирают и перевозят. Внутри чума две половины: женская с детьми и мужская. Это правило никто не нарушает. В середине чума – печь. Дети с маленьких лет помогают родителям.
- Ну, вот у вас и получилось построить чум из того, что было. Молодцы! Скоро будет праздник оленеводов у вас в городе. Обязательно сходите и посмотрите вместе с родителями.
- Это наше угощение вам к чаю, для здоровья витамины – клюква в сахаре. Практическое выполнение задания.
Дети вспоминают и рассказывают, что они знают о чуме.
Дети строят чум, вспоминая и комментируя свои действия, помогая друг другу, согласовывая свои действия.
Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Ребята наш поход закончился. Что мы, ребята, сегодня хотели сделать?
-Мы смогли добраться через леса и болота к ненецким друзьям? - С нами что-то случилось или мы хорошо добрались?. Почему с нами ничего не случилось?. Ответы детей: были внимательны, хорошо подготовились – взяли все необходимое. Преграды в виде болота, леса преодолели. Не навредили природе. Подготовили гостинцы хозяевам чума. Присели только после приглашения хозяев к чаю. Научились стоить чум и узнали, как живут ненцы в чуме. - Почему у нас все получилось? Конечно, мы были дружными.
- Мы погостили, отдохнули и теперь нам предстоит проделать обратный путь. Готовы? Прощаемся с хозяевами. Рефлексия (личная оценка)
Дети делают выводы. Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?