Баранова Елена
Итоговое занятие по развитию речи за первый квартал в подготовительной группе «Пересказ рассказа «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №34 «Колокольчик» РСО-Алания.
Итоговое занятие
по развитию речи за 1 квартал
в подготовительной группе №1(10)
Тема: «Пересказ рассказа :Осень»
Воспитатель: Баранова Е. Ю
2022-2023
Цель:Формирование навыков связного последовательного пересказа текста. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Основные задачи:
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи за первый квартал в подготовительной группе „Пересказ рассказа „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полной передаче содержания.
2. Развитие фразовой речи и навыков составлением распространенных ответов на вопросы.
3. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Образовательная область: речевое развитие.
Интегрирующие области: речевое, социально-коммуникативное.
Словарная работа: знойный-жаркий, погожие-ясные, красноголовые.
Предварительная работа:
Чтение рассказов про осень И. Соколова-Микитова,
отгадывание загадок.
Оборудование: конверт, сундук, картинки грибов, ключи, мяч,
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, отгадывание загадок, вопросы.
Ожидаемый результат: для групп : создание предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей. Для детей :положительная тенденция по развитию речи детей в динамике на начало и конец года.
Ход занятия
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята: К нам пришла посылка: Написано от «Деда Грамотея из волшебной страны».
Давайте распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достаём оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок- то не простой! С замками! Давайте прочитаем письмо!
«Дорогие дети подготовительной группы!
Пишет вам Грамотей,до меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где он лежит. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где икать ключи. Приложите ключи к замку и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке?
Будем искать ключ?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находиться там, о чём идё т оечь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь- и вот ответ
Засмеётся тоже
Дети: Зеркало. Надо искать там, где зеркало!
(воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ, то не простой! На нём задание том о каком секрете говорилось в письме!
Справимся с этим заданием?
Дети: Да.
1. Педагог предлагает детям прослушать цепочки слов, выделить из каждой «лишнее» слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутым предложением, используя союз потому что.
-Мухомор, подберезовик, лисичка, опёнок
-Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик
-Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.
-Осень, дождь, желтые листья,спал.
Хорошо, молодцы ребята!
Слушайте следующую подсказку, где искать ключ.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание)
Воспитатель :А ключ, смотрите с заданиями.
2. Лексико-грамматическое упражнения.
Упражнение «Подбери признак.»
-Осень (какая (Золотая, тёплая,ранняя, поздняя,дождливая,серая)
-А в рассказе какая осень (Золотая)
-Небо (какое (Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т. д.)
- А в рассказе небо какое (Прозрачное высокое)
-Лето (какое (Знойное,жаркое,дождливое, тёплое, солнечное,яркое и т. д.)
Воспитатель: вот ещё одна загадка от Деда Грамотея
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой наполнит,
Без окошек, но не мрачный
В этом домике живут-
Все умные пловцы.
(аквариум)
(Дети достают ключ, он находиться возле аквариума.)
3. Вот и задание с ключиком.
Подготовка к восприятию текста.
-Приходи по луже,уходит по стуже. (Осень)
-По небу плывут,дождик несут. (Облака)
-Муха охнула сперва : «Ах,какие кружева! Я попала в кружева-и пропала голова!»(Паутина)
-Кто шляпу на ногу надевает (Гриб)
-Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
Пальчиковая игра «Осень».
Раз,два,три,четыре, пять-(Сжимают и разжимают кулаки)
Будем листья собирать.
Листья березы (загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу).
Листья рябины,
Листья осины,
Листья дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулаки)
Молодцы!
Вот и следующая загадка:
Пишет он, когда диктует,
Он и чертит, и рисует-
А сегодня вечерком
Он раскрасит нам альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: Вот и ключ с заданием.
4. Чтение и пересказ рассказа «Осень».
Педагог: Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осень».
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие,теплые дни летает над землёй липкая паутина. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, Зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпаны румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!
5. Беседа по содержанию.
-Какое время года наступает после знойного лета (После знойного лета наступает золотая осень)
-По какому небу бегут облака (По высокому небу бегут облака)
-Что летает над землёй в погожие, теплые дни (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина)
-Какие грибы растут по опушкам лесов ( По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые пыжики)
_Что рассыпано по кочкам в болотах (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)
-Какая ягода краснеет на лесных полянах (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)
Молодцы!
Вот и последний ключ нам осталось найти.
Ну,а где искать, постарайтесь отгадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше. Выше скачет!
Дети: Мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.
(находят ключ)
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание -игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев.)
Кто и что плавает (Корабль, доска, человек, собака.)
Кто и что греет (Печь, солнце, грелка.)
Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)
Кто и что стоит (Человек,дом,столб,стол.)
Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)
Ребята, а вы знаете Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их но. забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует Цветная. (радуга)
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь. (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота. (гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень. (жарко)
Где обедал воробей?
В зоопарке у. (зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из. (лейки)
Жук упал и встать не может
Ждёт он, кто ему. (поможет)
После выполнения заданий, «вставляют» ключ в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель:Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы?