Ольга Загуменнова
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи с элементами математики в старшей группе "Ручеек". В занимательной форме ребятам было предложено познакомиться с моей родословной, показать на своем примере ценность родных людей, и, конечно, закрепить умения склонять, считать, проговаривать звуки, задачки и загадки, показать творческие умения и навыки связной речи. Встреча началась с сюрпризного момента, ведь подарки любят все, даже взрослые. Но как определить, всем ли хватит петушков? Что можно с ними делать? Как одновременно разминать ладошки и проговаривать скороговорку? Дети со всем справились, ведь они целый год занимались! Придумывали загадки, сравнивали предметы, добавляли звуки, отрицания. Решали задачки, предварительно проговаривая условие. Научились друг друга проверять и друг другу помогать, составлять из букв слова, вот такие вот дела!
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
«Ценный подарок»
Разработал воспитатель Загуменнова Ольга Сергеевна
Цель: систематизация знания детей в области развитие речи.
Задачи:
Обучающие: учить произносить правильно шипящие звуки; учить определять заданный звук в слове; склонять существительные; выделять характерные признаки предмета; составлять из предложенных букв слово; обучать взаимоконтролю, самостоятельности, решать проблемные ситуации.
Развивающие : формировать умение придумывать загадки;
отрабатывать навыки порядкового счета; формулировать и решать математические задачи; уточнить знания о родословной.
Воспитательные: формировать интерес к родному краю, семейным ценностям.
Предварительная работа: знакомство с родословной, выставка рисунков своей семьи, чтение литературы, заучивание стихов о семье, работа с загадками и задачками.
Оборудование: петушки на палочке из картона для каждого ребенка; керамический петушок и домик для оформления; бабушкин половик; карточки с картинками к задачам и числовые равенства к ним; чемоданчик с цифрой семь и буквой Я; два набора букв слова СЕМЬЯ; генеалогическое дерево с картинками родственников; схема Петушок, схема З+З, схема Дерево.
Организационный момент
Ребята заняты самостоятельной деятельностью в группе. Воспитатель заносит в группу нарядную коробку :
- Ребята, кто из вас любит подарки? (дети с интересом подходят к педагогу)
Вчера я ездила к своим родственникам и привезла вам сюрприз. Хотите посмотреть (да) Давайте сначала уточним, кто такие родственники (близкие, родные люди, могут жить вместе часто встречаться, папа, мама,сын, дочь, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянница.)
Основная часть.
(Воспитатель открывает коробку и показывает детям картонных петушков на палочке)
- Правда, красивые? Как только узнать, хватит ли всем? (посчитать)
- Правильно. Считаем вместе, проговаривая слово «петушок» : один пету. (шок, два пету. (шка, три. (петушка, четыре. (петушка,
пять. (петушков) и т. д. Тринадцать!
- Хватит петушков каждому ребенку?) Что нужно сделать? (посчитать детей)
Считаем вместе, проговаривая слово «ребенок» : один ребенок, два. (ребенка, три. (ребенка, четыре. (ребенка, пять. (детей) и т. д
- Детей — 13, петушков тоже. (13). Какой вывод сделаем? (петушков хватит всем, их поровну). Что мы сделали чтобы узнать это? (посчитали). Молодцы! (воспитатель раздает детям петушки)
- Предлагаю присесть, ребята, на коврик. Сейчас я покажу вам как с ними играть: положите, пожалуйста, палочку между ладошками и двигая ими повторяйте за мной:
Петушок,петушок.
Носит красный гребешок.
На сапожках шпоры,
На хвосте узоры.
(можно предложить одному из детей проговорить быстро скороговорку)
- Сейчас мы с вами делали зарядку для ладошек и язычка
(вывешивается на видное место схема Петушок)
- Понравились вам подарки (да) Вы хотите, чтобы петушки остались в группе?
Как с ними вы будете играть?.
А какой самый ценный подарок для каждого ребенка, вы узнаете в конце нашей встречи (воспитатель показывает на сундучок).
- Предлагаю пройти на стульчики.
Была в гостях я у своей бабушки, зовут ее Евдокия Владимировна. Мы ее называем бабушка-загадушка. Как вы думаете, почему (знает много загадок).
-Она мне подарила куколку, у которой в сумочке загадки. Посмотрим? (воспитатель достает куклу и показывает карточки)
- Ой, здесь только картинки. Какие же это загадки? Что хочет сказать нам кукла? (нужно загадки придумать самим)
(дети по очереди достают картинку и сочиняют загадку)
Дети:
- Арбуз-это ягода. Он круглый как мяч, сладкий как мороженое, зеленый как огурец ( заслушать еще одного ребенка: круглый как апельсин, сладкий как шоколадка, зеленый как трава)
- Кузнечик - насекомое, зеленый как трава, прыгает как лягушка.
- Апельсин - фрукт. Круглый как тарелка, оранжевый как солнце, сочный как сок.
- Мяч - это игрушка: прыгает как зайчик, круглый как апельсин, его бьют, а он не плачет.
Воспитатель: еще мы умеем с вами добавлять в загадку звук.
Дети:
- Муха- это насекомое. Летает как птица, любит сладкое как Карлсон, издает
звук з-з-з.
- Жук — насекомое. Летает как муха, любит зеленые листочки, жужжит.
- Змея - животное. Длинная как скакалка, скользкая как лизун, ползает и шшипит
Воспитатель: попробуем составить загадку с отрицанием.
Дети:
- Апельсин: круглый, но не тарелка. Оранжевый, но не солнце. Сочный, но не сок.
- Мяч: прыгает, а не зайчик. Круглый, но не апельсин.
- Кузнечик: зеленый, но не трава. Прыгает, но не лягушка.
Воспитатель: как здорово мы поиграли, вы молодцы!
(дети пересаживаются на половик)Предлагаю вам закрыть глазки и отдохнуть (голова спущена вниз, руки согнуты и скрещены, ладошки на плечах, пальчики имитируют насекомых. Темп медленный и тихий) :
В травке спрятались жучки,
Муравьишки, паучки.
Усики у них лежат,
Лапки тоже не шумят.
Пыш, пыш, пышшш.
Слышно только лишь камышш, лишь камышшш.
- Еще у меня есть дедушка Борис Васильевич (на дерево вывешивается картинка дедушки). Он очень любит решать задачки. А вы любите? Предлагаю вам показать свои умения (дети выбирают карточку с изображением задачки. После проговаривания решения, каждый выбирает свое неравенство на столе. Детям, кто лучше справляется с заданием, предлагаю проверить друг друга в парах, в сторонке. С остальными разбираем задачи по очереди) :
Дети:
- Было пять шариков, один лопнул. Осталось четыре.
Воспитатель: назови целое, то что было в начале? (пять шаров) назови части? (один и четыре) что нужно найти? (часть) Какое равенство получится?
(5-1=4)
- На ветке сидело пять птичек, к ним прилетели еще две. Получилось семь птичек на ветке. Назови первую часть (пять). Назови вторую часть (две). Какое целое получили (семь).
Воспитатель: понравилось решать задачки? Кому было трудно?
Все вы старались, составляли сегодня загадки и решали задачки
(вывешиваю на видное место схему З+З, чтобы дети помнили все пройденное на занятии, и могли поделится с родителями впечатлениями)
Итоговая часть :
- Приглашаю вас сесть на скамеечки. На родословное дерево добавлю моих маму, папу, мужа, детей (прикрепляю картинки). Все это мои родные люди, я их очень люблю и ценю.
(на видное место также вывешивается символ Дерево).Это мое родословное дерево.
Итак, сегодня мы с вами. (воспитатель показывает на символ Петушок, затем символ З+З, затем символ Дерево, а дети поясняют).
- Сейчас я предлагаю открыть сундучок и разгадать секрет: какой же самый ценный подарок в жизни каждого ребенка.
(открыть приглашаю ребенка, он достает цифру 7 и букву Я)
(воспитатель удивляется, показывает детям эти предметы). Кто догадался, какое слово зашифровано (семья)
- Правильно, ребята! говорят, что семья - это самое ценное что есть в жизни. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Предлагаю вам послушать стихотворение Даниила про семью, которое сочинила его мама (ребенок рассказывает).
-Спасибо, Даниил! Спасибо всем ребятам за нашу встречу, молодцы (можно подарить раскраски с изображением петушка)
Дополнительное задание для подгрупп : разделиться на две команды «Дочки» и «Сыночки»
Из предложенных букв собрать слово СЕМЬЯ. Кто быстро и правильно соберет.