Семукова Татьяна
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; обобщить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
образовательные:
-обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме;
- закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи
развивающие:
Публикация «Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей;
- закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений по опорной схеме.
воспитательные:
- создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, картинки; фишки: красные, синие, зеленые; карточки для определения образа звуков; предметные картинки, карточки - задания для каждого ребенка;
1. Мотивационный этап:
1. Настрой на работу. Блиц – опрос:
-Какой сегодня день недели?
-Какой день был позавчера? Вчера?
- Какая часть суток сейчас?
- Какое время года за окошком? И. т. д
2. Отгадывание загадок. – Отгадайте загадки и определите тему нашего занятия :
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
2. Деятельностный этап.
- Скажите ребята, чем отличается буква от звука? (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
Задание №1. Игра «Охарактеризуй звук». - Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие)
- Какие звуки называются гласными и почему? (Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград). - Какие звуки называются согласными и почему? (согласные звукам не поются, мешают зубы, губы и язык). - Я буду называть слог, а вы показывайте схематический образ согласного звука в этом слоге.
[МА] [КУ] [Н,А] [Л, У] [СО] [БУ]
(Ребёнок определяет первый звук в слоге, даёт ему характеристику, изображают звук:
Гласный звук - пальчики показывают раскрытый клювик,
Согласный звук – клювик сомкнулся.
Звонкий согласный – звенят колокольчиком.
Глухой согласный – руки закрывают уши.
Твердый согласный звук – «стучат молоточком» кулачок об кулачок.
Мягкий согласный звук – изображают подушку, прикладывая руки под ухо.)
Физминутка «Буква»
В старом дереве дупло, это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я на спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,
То присядут отдохнуть, то опять плясать начнут.
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Задание №2. Прочитай слово, построй схему. (работа парой)
РКСИАК
2 5 4 6 3 1
АЧ К У Р
5 3 4 2 1
Г Н И К А
4 2 3 1 5
Л Е Н А П
5 2 3 4 1
К Ь В У Б Р А
3 7 4 2 1 6 5
- Какой темой можно объединить данные слова? (школьные принадлежности, школа).
(Дети получают карточки, располагают буквы в предложенном порядке, читают полученное слово и строят схему.
ПЕНАЛ Краски РУЧКА КНИГА БУКВАРЬ
Делят слово на слоги, «ударяют» по слову, называя ударный слог. Отвечают на вопросы).
Задание №3.
«Нарисуй схему предложения».
- Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Наступила весна.
2. Прилетели перелетные птицы.
3. На улице звенит капель.
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)
1. |___ ___ ___. Давайте подберем эпитеты к слову «весна» - солнечная, ранняя, весёлая, долгожданная…
Задание №4.
Самостоятельная индивидуальная работа по карточкам.
1. Обведи букву пальчиком.
2. Закрась нужным цветом.
3. Допиши части буквы.
4. Напиши букву.
5. Прочитай стихотворение.
Задание №5 «Игра с мячом»
Поиграем с мячом в слова наоборот.
(Антонимы)
Веселый – грустный,
Много – мало,
Холодно - жарко,
Снизу - сверху
Старый -молодой,
медленно – быстро,
широкий – узкий,
далекий –близкий.
Слабый мороз – сильная жара;
Взять много – отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка.
3. Рефлексия
На сегодняшнем занятии мы много успели повторить и закрепить. Ребята, а что мы повторили? Что для вас оказалось самым трудным?
Как вы считаете, всё ли у вас получалось, довольны своей работой?