Татьяна Ларионова
Итоговое занятие по обучению грамоте «Посылка от профессора Пиши-Читай» (подготовительная группа)
Цель: Обобщить у детей знания.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках и буквах, предложениях, совершенствовать навыки звукового анализа, совершенствовать умения детей в делениях слов на слоги, в составлении предложений по схеме, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
Развивающие: развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей.
Воспитательные: воспитывать внимательность, умение слушать воспитателя и товарищей.
Словарная работа: активизировать в речи термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Публикация «Итоговое занятие по обучению грамоте „Посылка от профессора Пиши-Читай“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Наглядный материал: проектор, ноутбук, презентация к занятию, посылка с заданиями.
Раздаточный материал: кассы букв, тексты для чтения, листочки белой бумаги, карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия:
Коммуникативная игра:
Вкруг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся,
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы пойдем.
-Ребята на сайт детского сада пришло письмо от профессора, которого зовут Пиши-Читай. Живет он в волшебной стране «Читании».
На экране показывается изображение профессора, а затем текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, значит вы готовы к школе. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда, у вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете устранить свои пробелы в знаниях.
Я желаю вам удачи! А на дне посылки вас ждет сюрприз.»
-Ну что, постараемся выполнить эти задания? А заодно нашим родителям и гостям покажем чему мы научились, а чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и родители и учителя могли вами гордиться.
-Достаем первый конверт. Мы его сможем открыть только если отгадаем загадку:
-Один мягкий и свистит,
Другой твердый и шипит,
Третий вовсе запоет,
Когда кто-то его произнесет.
-О чем говорится в этой загадке? (о звуках)
-Открываем конверт и читаем вопросы профессора Пиши-Читай
1-На какие группы делятся все звуки? (на гласные и согласные)
2-Какие звуки называют гласными? (звуки, которые можно пропеть)
3-Какими цветами мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом) -Звуки тянутся, поют, без преград они живут, цветом они красные, это звуки гласные.
4-Сколько всего гласных звуков? Назовите их? (6 звуков, а, о, у, и, ы, э)
5-Какими бывают гласные звуки? (ударными и безударными)
-Молодцы! Все правильно ответили на вопросы о гласных звуках.
А теперь ответим на вопросы о согласных звуках.
1-Какие звуки мы называем согласными? (которые нельзя пропеть, так как мешают губы, зубы, язык)
-Правильно, согласные согласны рычать, пыхтеть, скрипеть даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
2-На какие группы делятся согласные звуки? (на твердые и мягкие)
3-Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки? (зеленым цветом)
-Основная группа согласных звуков русского языка имеет твердую и мягкую пару, но есть звуки, которые всегда твердые и не имеют мягкой пары. Назовите их. (Ж, Ш, Ц)
-Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие и не имеют твердой пары. (Й, Ч, Щ)
-Молодцы! Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их тоже знать должны!
-Вы правильно ответили на все вопросы профессора о звуках. А теперь достаем второй конверт, но чтобы его открыть, сначала отгадываем загадку: Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
-О чем говорится в загадке? (о буквах)
-Открываем конверт и отвечаем на вопросы профессора Пиши-Читай.
1-Чем отличаются буквы от звуков? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)
2-Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
3-Сколько из них гласных букв? (10 букв)
4-Мы знаем 6 гласных звуков и 6 гласных букв, которые обозначают эти звуки, какие 4 гласные буквы добавились? (Я, Е, Ё, Ю)
5-После каких согласных они всегда пишутся? (после мягких согласных)
6-В каких случаях эти буквы будут нести йотированную функцию и будут обозначать 2 звука? (если эти буквы стоят в начале слова, если эти буквы стоят после гласной буквы, если эти буквы стоят после твердого или мягкого разделительных знаков)
-Молодцы!
-В русском алфавите есть буквы, которые не имеют звука, назовите их. (твердый знак и мягкий знак).
-Правильно, твердый знак и мягкий знак не читаются никак,
но эти буквы нам нужны
и в словах они важны,
мы без них никак не сможем
песни петь, стихи читать,
и в газету очень сложно объявление подать.
-А теперь проведем звуковой анализ слова «поезд»
П О Й Э З Д
-Сколько всего звуков в слове? (6)
-Сколько твердых согласных в слове? (3) Назовите их. (П, З, Д)
-Сколько мягких согласных звуков в слове? (1) Назовите его. (Й) -Всегда мягкий, не имеет твердой пары.
-Сколько гласных звуков в слове? (2) Назовите их? (О, Э)
-Сколько слогов в слове и как вы определили? (2 слога, определили по количеству гласных звуков)
-А теперь давайте определим на какую гласную букву падает ударение. (ударение падает на звук О)
-Заместим звуки на буквы.
П О Е З Д
П О Й Э З Д
-Сочетание звуков ЙЭ мы замещаем одной буквой Е, так как впереди стоит гласная буква О, и буква Е в этом слове несет йотированную функцию.
-Молодцы! А теперь поиграем в игру «Солнышко и дождик».
-Вы видите 3 домика, первый домик с синей крышей, в этот домик могут спрятаться от дождя только те гласные буквы, которые всегда пишутся после твердых (О, Э, Ы) согласных. Второй домик с зеленой крышей, там могут спрятаться только те гласные буквы, которые всегда пишутся после мягких согласных (Я, Ю, Е, Ё). Третий домик с сине-зеленой крышей, там могут прятаться от дождя те гласные буквы, которые пишутся как после твердых, так и после мягких согласных. (И, А, У, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).
(на экране картинка с солнышком меняется на картинку с дождем)
Дети берут себе гласные буквы и «прячутся» в свой домик, затем объясняют, почему они выбрали домик с тем или иным цветом крыши.
- Молодцы! Справились с заданиями и во втором конверте.
Ну, а теперь открываем третий конверт, но сначала отгадайте загадку: Много слов я подберу,
Меж собой их подружу,
Понятным будет изложение,
То получу я …. (предложение)
-Открываем конверт и читаем задания профессора Пиши-Читай.
1-Что такое предложение? (это одно слово или несколько слов, связанных по смыслу)
2-Какие бывают предложения в зависимости от интонационной окраски? (повествовательные, вопросительные, восклицательные)
-Какой знак ставим мы в конце повествовательного предложения? (точку)
- Какой знак ставим мы в конце восклицательного предложения? (восклицательный знак)
- Какой знак ставим мы в конце вопросительного предложения? (знак вопроса)
-Правильно! Молодцы!
-А теперь внимание на экран, тут изображена мышка у норки. Послушайте предложение: «Мышка живет в норке?»
-сколько слов в этом предложении? (4)
-Первое слово «мышка», второе слово «живет», третье «в», четвертое «норке».
-Какой знак вы поставите в конце предложения? (вопросительный знак, так как в интонации прозвучал вопрос)
-Запишите схематически это предложение.
|__ __ __ __?
-А теперь, откройте кассы букв и составьте это предложение из букв: Мышка живет в норке?
-Молодцы! И с этим заданием справились. А теперь открываем текст № 42. (дети читают по очереди текст)
-В посылке профессора на дне лежит коробочка с надписью «сюрприз», где лежат медали с надписями «умник» и «умница». (в конце занятия вручаются детям медали)
-Вы, ребята, отлично справились с заданиями профессора Пиши-Читай. Я уверенна, что вы будете хорошо учиться в школе, а родители будут вами гордиться.