Юлия Винокурова
Итоговая НОД по ФЭМП «Космическое путешествие» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом; закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, находить предыдущее и последнее число для каждого числа; закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, ромб); упражнять в решении задач; закреплять название времен года, дней недели. упражнять в выкладывании из счетных палочек космической ракеты; воспитывать интерес к математическим занятиям, развивать самостоятельность; воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Публикация «Итоговая НОД по ФЭМП „Космическое путешествие“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Предварительная работа: беседа о космосе, о Ю. Гагарине; заучивание стихотворения про планеты; решение логических задач. разучивание физ. минутки и пальчиковой гимнастики.
Материал и оборудование: иллюстрации по теме; счётные палочки; «пульт» на каждого ребёнка с геометрическими фигурами; цветная бумага; клей, клеёнки, кисти, салфетки; ножницы; цифры от 1 до 10; иллюстрации времена года; иллюстрации арифметических задач.
Ход НОД:
Воспитатель: Дорогие ребята!
К нам сегодня пришли гости, они хотят не только посмотреть, как вы выросли, но и узнать, чему вы научились в детском саду.
Этюд «Хорошее настроение».
Воспитатель: Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, давайте мы поделились им друг с другом. Дети становятся в круг.
Воспитатель: Давайте друг друга поприветствуем.
Дружно за руки возьмёмся,
В круг широкий соберёмся.
Мы сейчас пойдём на право,
А теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся,
Улыбнёмся, подмигнём.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружат дети все вокруг.
Воспитатель: Ребята, а теперь подарите хорошее настроение и нашим гостям. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им и тихонечко скажите: «Мы рады видеть вас! Желаем вам хорошего настроения!»
Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся путешествовать в космос.
Воспитатель: А что такое космос?
Дети: Весь необъятный мир, который находиться за пределами Земли называют космосом.
Воспитатель: А сколько всего планет в солнечной системе?
Дети: В солнечной системе девять планет.
Воспитатель: Сегодня мы с ними познакомимся.
(Дети, называющие планеты делают круг внутри).
Дети: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн
Семь – Уран,
Восемь – Нептуп,
Девять – Плутон,
Десять – Солнце. (Ребёнок солнышко становится в центре круга).
Воспитатель: Солнце – это самая яркая звезда, вокруг которой кружат 9 планет. Каждая планета имеет свой путь.
(Дети двигаются по кругу вокруг солнца).
Воспитатель: А кто первый из людей полетел в космос?
Дети: Юрий Гагарин.
Воспитатель: А до Юрия Гагарина кто - нибудь летал в космос?
Дети: Собаки Белка и Стрелка.
(Воспитатель демонстрирует картинки)
Воспитатель: Мы тоже с вами отправимся в космическое путешествие. Полетим к неизведанным планетам. Нас ждёт много интересного.
Воспитатель: А на чем космонавты летают в космос?
Дети: На ракете, на космическом корабле.
Воспитатель: Я предлагаю вам ненадолго стать инженерами и построить свою модель ракеты.
(Дети садятся за столы)
Перед вами счётные палочки. Постройте из них свою модель ракеты.
(Звучит космическая музыка)
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ракета.
Воспитатель: Молодцы, ваши ракеты получились очень красивые и удобные для полёта.
Воспитатель: А как же нам запустить нашу ракету?
Дети: Чтобы запустить нашу ракету, нужен пульт управления.
Воспитатель: Сейчас мы с вами его сделаем.
(Дети садятся за столы)
У каждого на столе находится пульт. На нём кнопки из геометрических фигур.
Найдите недостающую геометрическую фигуру. (Ответы детей). Без этой кнопки мы не сможем с вами взлететь.
Воспитатель: Это мы сейчас исправим.
Воспитатель: В тарелочках у вас цветная бумага. Из неё мы вырежем геометрические фигуры и наклеим их на пульт, но сперва разгадайте мои загадки!
Воспитатель загадывает загадки.
В верхнем левом углу находится такая фигура:
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)
В верхнем правом углу находится такая фигура:
Если б взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы … (овал)
В нижнем левом углу находится такая фигура:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня … (квадрат)
В нижнем правом углу расположилась такая фигура:
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)
А в центре пульта находится самая главная кнопка:
Эта форма у клубка
У планеты, колобка,
Но сожми её, дружок,
И получится … (кружок).
Воспитатель: А за то, что вы отгадали все мои загадки, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять –
(По одному загибают пальчики на обеих руках)
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит,
(Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
(Загибают пальчики обеих рук)
Поднимает руки в вышину,
(Поднимаем руки вверх)
Видит желтую луну.
(Показываем круг)
Воспитатель: Теперь можно приступить к работе.
Воспитатель: Какой геометрической фигуры не хватает? Из какой геометрической фигуры ты вырежешь: прямоугольник, овал, квадрат, треугольник, круг.
Ответы детей.
Из квадрата красного цвета, я вырежу прямоугольник. Я сгибаю квадрат пополам и разрезаю бумагу по линии сгиба, по прямой.
Этот элемент кладём на клеёнку вверх не цветной стороной, хорошо смазываем клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно переворачиваем смазанный элемент, кладём его в верхний левый угол, клеем вниз. Аккуратно прикрываем салфеткой, промакивая лишний клей.
Из прямоугольника зелёного цвета я вырежу овал. В начале, я согну прямоугольник пополам, затем держа за сгиб, закругляем один уголок, а потом другой, чтобы получился полуовал, разворачиваем деталь – и видим овал. И наклеиваю овал в верхний правый угол нашего пульта.
Из прямоугольника синего цвета я вырежу квадрат. Я сгибаю прямоугольник пополам и разрезываю по линии сгиба, по прямой. Наклеиваю квадрат в нижний левый угол.
Из какой фигуры удобнее вырезывать треугольник. Из квадрата. Я сгибаю квадрат по диагонали, и разрезываю по линии сгиба. Наклеиваю треугольник в нижний правый угол.
На тарелочках маленький желтый квадрат, из которого я вырезываю круг, плавно закругляя все четыре угла. Готовый круг я наклеиваю в центр нашего пульта.
Воспитатель: Я предлагаю вам самостоятельно добавить недостающую кнопку на вашем пульте.
Воспитатель: Давайте повторим, как расположены геометрические фигуры на пульте?
Воспитатель: Где находится прямоугольник (в верхнем левом углу); овал (в верхнем правом углу); квадрат (в нижнем левом углу); треугольник (в нижнем правом углу); круг (по центру).
Давайте вспомним правила поведения с ножницами, с клеем.
1. Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии взрослых.
Пожалуйста, повторим правила.
2. Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо
3. Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко
4. Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых клювиках-ножах, окошками- колечками вперед.
(Самостоятельная работа детей. Дети приклеивают недостающую фигуру)
Воспитатель: Вот и пульт готов! Сядьте поудобнее, займите свои места в нашей ракете. Чтобы пульт заработал нам нужно провести обратный отсчё т: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – ПУСК!
(Звучит космическая музыка)
Воспитатель: Всё дальше и дальше летит ракета в космическом пространстве. (звучит сигнал SOS)
Воспитатель: Ребята, что означает это сигнал?
Дети: Нужна наша помощь.
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать остановку и выяснить, что произошло на этой планете.
(Дети выходят из за столов и подходят к мольберту)
Вот мы приближаемся к далёкой неизведанной планете «Цифроград».
Воспитатель: На этой планете метеоритный дождь распугал все цифры. Здесь нужна ваша помощь. Поможем?
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти цифры. Запомните их.
Воспитатель показывает цифры, дети смотрят на них, запоминают, цифры убираются. Дети по памяти выкладывают в ряд те же цифры и в том же порядке на небольшом расстоянии друг от друга 1,3,5,7,9.
Воспитатель: Каких цифр не хватает, чтобы выложить ряд чисел по порядку от 1 до 10.
Воспитатель: Положите недостающие цифры: 2,4,6,8,10
Воспитатель: Назовите соседей числа: 4,5,8,2. Молодцы!
Воспитатель: Ну что летим дальше?
Физкультминутка: «Планета музыкальная».
(Звучит мелодия физкультминутки «Самолёт»)
(Звучит сигнал SOS).
Воспитатель: Наша ракета приземлилась на планету «Времени».
Воспитатель: На ней перепутаны все времена года, месяца и дни недели. Давайте их восстановим!
Вопросы к детям:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько всего дней недели?
- Какой день идёт после четверга?
- Как называют «выходные» дни?
- Какой день недели между понедельником и средой?
- Какое сейчас время года?
- Какое время года следует за весной?
- Сколько всего времени года?
- Сколько месяцев у весны? Назовите их.
- Какой по счёту месяц май?
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Летим дальше.
Воспитатель: Наш корабль приземлился на планету «Музыкальную».
Воспитатель: Летим дальше! Ну что ж, ребята, немного отдохнули и размялись, что же нас ждёт впереди?
Воспитатель: Мы оказались на планете «Арифметических задач».
Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял.
Сколько морковок у зайца осталось? (4).
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8).
На осине созрели три груши, а на тополе – два. Сколько всего яблок созрело? (ни одного, на осине и тополе яблоки не растут).
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными и прекрасно справились с заданием.
Воспитатель: Летим дальше!
И снова поступил сигнал SOS. Мы приближаемся к «Геометрической планете». На это планете прошёл метеоритный дождь и разбил все дома на осколки. Нам нужно составить одно целое из частей одного цвета.
Что получилось? (круглый дом).
- Сколько частей получилось у желтого круга?
- Что можно сказать про каждую часть? (они равные по размеру).
- Как можно показать, что они равны? (наложить друг на друга).
- Как называется каждая из равных по размеру частей? (половина).
- На сколько частей раскололся красный дом? (на 2 части).
- Что можем сказать про размер этих частей? (равные по размеру).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, к какому дому дорожка самая коротка, самая длинная?
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и можете возвращаться домой, в детский сад! Возьмитесь за руки, я нажимаю кнопку Пуска и начинаем обратный отсчёт. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 – Прилетели!
ИТОГ
Воспитатель: Мы приземлились! Все математические приключения позади.
Скажите, вам было очень трудно в этом путешествии? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? На каких планетах побывали?
Воспитатель: И за то, что вы сегодня показали хорошие математические результаты, я хочу вас отблагодарить медалями.