Елена Зырянова
Конспект итоговое мероприятия для детей средней группы «Где живёт вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель проекта: воспитатель – Зырянова Е. А.
Цели НОД:
1. Обобщить знания и представления детей о неживой природе – о воде, её свойствах.
2. Формировать представление об агрегатных состояниях воды.
3. Уточнить значение воды для всего живого.
4. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.
5. Формировать умения сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.
6. Формировать любознательность, мышление и речь детей.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
7. Ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
8. Развивать умение наблюдать.
9. Развивать интерес детей к художественной литературе.
10. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование:
1. Костюм Незнайки;
2. Запрещающие знаки (три знака ребё нку: один - правильный, два -неправильных, сумочка;
3. Прозрачные сосуды (40 шт.);
4. Ложечки пластмассовые (40 шт., кисти для рисования (5 шт.);
5. Красители (гуашь – 6 цветов, пищевые красители – 4 цвета, сироп вишнёвый, малина замороженная, вишня замороженная, томатная паста, чайный пакетик, кофе, какао);
6. Кувшин с водой, стакан с молоком, соль, сахар;
7. Полотенце;
8. Салфетки влажные, бумажные;
9. Духи;
10. Ячейки от конфет (для тарелочек);
11. Подносы (2 шт.);
12. Горошины на блюдцах (пророщенные и сухие – 2 шт.);
13. Капельки (большие – 6 шт.);
14. Мягкая игрушка рыбка;
15. Карточки «Для чего нужна вода?» (20 шт.);
16. Коктейльные трубочки (20 шт.);
17. Листы бумаги для зарисовок (полоски 1/3 от А4 – 20 шт., лист А4 – 1 шт.);
18. Карандаши: голубые, простые, восковые голубые (20 шт.);
19. Магнитная доска, магниты;
20. Конфеты для подарка детям.
Дети входят в зал под музыку. Приветствуют гостей. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: - Настало утро! Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель: - Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Его успокоила и пригласила к нам в гости.
- Незнайка, ты где? (Выходит из-за шторы грустный).
Воспитатель: - Ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей).
- Наши ребята тебе расскажут о воде.
Воспитатель: - Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Ребёнок рассказывает стихотворение «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Все: Без воды нам не прожить!
- Приглашаю вас всех в научно – исследовательский центр «Почемучки». Вы будете все исследователями, а я руководителем этого центра.
- Ребята, так что же такое вода?
Дети: - Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Проходите к столам, поудобнее устраивайтесь.
Воспитатель: - Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного сосуда в другой. Проходите к столам, поудобнее устраивайтесь.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, не имеет формы».
На столах различные сосуды, вода.
Дети выполняют опыт.
Незнайка: - Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать; вода принимает форму сосуда. (Показывает каплю №1, зачитывает).
Воспитатель: - Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?
Дети: - Бесцветная.
Воспитатель: - Сейчас мы это объясним Незнайке.
Опыт №2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой).
Воспитатель: - Какого цвета молоко?
Дети: - Белого.
Воспитатель: - А вода какого цвета?
Дети: - Прозрачная, бесцветная.
Незнайка: - Вода не имеет цвета, она бесцветная. (Опускает в стакан с водой зелёные и синие бусины, показывает каплю №2).
Незнайка: - Видны предметы без труда,
Значит прозрачная вода!
Воспитатель: - Ребята, а вода может изменить свой цвет?
- Незнайка, а ты умеешь изменять цвет воды?
Незнайка: - Нет.
Воспитатель: - Научим Незнайку?
Самостоятельная работа детей ( на столах: вода, гуашь, сироп, варенье, кисти, кофе, чай в пакетиках, краситель пищевой, мороженая вишня, лимон, свекла кусочками, сок морковный, томатная паста, маленькие ложечки, воспитатель помогает.
Незнайка: - Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. (Показывает каплю №3).
Незнайка: - Растворяет вода вещества
И свой цвет изменяет она!
Опыт №3 «Вкус воды».
На столе у воспитателя два стакана с водой, ложка маленькая, соль, сахар.
Воспитатель: - Теперь я предлагаю Незнайке попробовать воду на вкус. (Добавляет в один стакан соль, в другой стакан сахар).
Воспитатель: - Какая она? Сладкая? Солёная? (Дать попробовать двум детям через трубочку).
Незнайка: - Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. (Показывает каплю №4).
Незнайка: - Перечёркнут язычок -
Вкус отсутствует, дружок!
Опыт №4 «Вода не имеет запаха».
На столе ёмкости с водой.
Воспитатель: - Предлагаю Незнайка тебе понюхать воду.
- Пахнет ли вода чем-нибудь? (Незнайка нюхает, отвечает).
Воспитатель даёт детям понюхать воду.
Незнайка: - Вода не имеет запаха. (Показывает каплю №5).
Нос зачёркнут – не беда!
Ведь без запаха вода!
- Спасибо, ребята! Теперь я узнал, что вода – это жидкость, может переливаться из одного сосуда в другой; прозрачная, может растворять вещества; не имеет запаха; отсутствует вкус.
Воспитатель: - Ребята, а если добавить в воду капельку духов, запах изменится? (Ответы детей). Сейчас проверим!
Капает капельку духов в воду.
Незнайка нюхает и делает вывод: Вода не имеет запаха, но если добавить в воду капельку духов, то у воды появляется запах.
Воспитатель: - Вода – волшебница необходима для жизни всего живого.
- Запомни, Незнайка
Опыт №5 «Вода нужна всем».
Воспитатель показывает Незнайке 2 горошины. Одна была завёрнута в намоченную ватку, лежала на блюдце и поддерживалась во влажном состоянии. Вторая горошина завёрнута в сухую ватку и лежала на другом блюдце. Блюдца стояли в равных условиях – на подоконнике.
Воспитатель: - Что произошло с горошинами?
Дети: - Из горошины во влажной ватке появился росток, а из сухой – нет.
Незнайка: - Вода необходима растениям для роста, без воды они не растут.
Воспитатель: - Правильно, Незнайка, вода нужна всем!
Опыт №6 «Лёд – твёрдая вода».
На столе салфетки для рук, лёд в ёмкости. Листы бумаги, карандаши.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как в руках у Незнайки тает лёд. (Показывает каплю №6).
Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам зарисовать опыт.
(Дети находят место для работы – коврики, один ребёнок у магнитной доски, зарисовывают опыт – кусочек льда превращается в лужицу).
Игра «Лёд – пар – вода».
Воспитатель: - Ребята, предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в игру «Лёд – пар – вода».
Лёд растает, и тогда
Будет из него … (вода) – дети «плавают»
Если сильный – сильный жар,
Из водички будет (пар) – дети изображают пар движением рук -
поднимают руки вверх и вращают кистями,
произносят: «Ф-ф-ф!»
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в … (водицу) – дети «плавают».
Если холод вдруг придёт,
Из водицы будет … (лёд) – дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди,
съёживаются.
Игра «Где живёт вода?»
1. Воспитатель привлекает внимание детей к таблице на экране, один ребёнок помогает Незнайке рассказать – для чего нужна вода?
2. Дети садятся на стулья, берут карточки.
Воспитатель: - А ещё для чего необходима вода?
Дети дают свои варианты ответов.
Воспитатель: - Незнайка, запомни, чистая вода – всем нужна!
- Ребята, давайте вспомним поговорки и пословицы о воде.
Пословицы и поговорки о воде.
Дети встают в круг, воспитатель в центре – каждому ребёнку по очереди передаёт рыбку, получив её, дети рассказывают пословицу или поговорку о воде.
- Чистая вода – для хвори беда.
- Вода всему голова.
- Где вода, там и жизнь.
- Воду в кулаке не удержишь.
- Пролитую воду не соберёшь.
- Вода сильнее огня.
- Вода день и ночь течёт - и не устаёт.
- Вода себе путь найдёт.
- Вода мокрая всегда.
- Без воды далеко не уплывёшь.
- Вода – лучший дар богов.
- Где вода, там и суда.
- Только прозрачная вода красива.
- Вода ход жизни даёт.
- Вода усталости не знает.
- Вода бежит к воде.
- У воды есть лицо.
- Воду не зажжёшь.
- У воды спина гибкая.
- Вода течёт в море.
Музыкальная пауза: игра «Зимние забавы».
Воспитатель: - Предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в игру «Зимние забавы».
Вывод: - Если бы не было снега, снежинок (воды, то мы не могли бы кататься на санках, лепить снежки.
Правила пользования водой:
Звуки капающей воды (переключение внимания детей, на экране поочерёдно транслируются знаки, предложить детям повторить правила пользования водой.
1. Плотно закрывать кран с водой!
2. Не пускать воду сильной струёй!
3. Не засорять природные водоёмы!
Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам зарисовать запрещающие знаки – памятки для Незнайки. (На ковриках, подиуме памятки – напоминания, карандаши красного цвета – дети дорисовывают запрещающий знак).
Самостоятельная работа детей под музыку.
Воспитатель: - Дети, а сейчас поместим знаки в пакетик и подарим Незнайке.
Воспитатель собирает знаки и дарит Незнайке.
Незнайка: - Спасибо, ребята! Теперь я буду знать, что вода – вода, но её надо беречь!
Дети садятся на стульчики.
Игра «Отгадай сказку» (Проводит Незнайка, читает наизусть выдержки из произведений, на экране иллюстрации к данным произведениям).
1. Н. Калинкина «Про снежный колобок»
2. Р. н. с. «Девочка Снегурочка»
3. Р. н. с. «Заюшкина избушка»
4. Р. н. с. «Лисичка – сестричка и серый волк»
5. Н. Носов «На горке»
Воспитатель: - Незнайка, что ты узнал о воде?
Незнайка: - Я понял, что без воды нам не прожить!
Ребё нок рассказывает стихотворение:
«Жить нельзя нам без воды»
Чтобы лился дождик с неба…
Чтоб росли колосья хлеба…
Чтобы плыли корабли…
Чтоб варили кисели…
Чтобы не было беды…
Все: Жить нельзя нам без воды!
Незнайка благодарит детей за помощь и угощает детей конфетами.
Прощается и уходит.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, много знаете о воде и поделились своими знаниями с Незнайкой.
Дети прощаются с гостями и выходят из зала.