Ханаша Лариса Ивановна
Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Ханаша Лариса Ивановна
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация: В данной статье дается историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в российском государстве, рассматривается проблема формирования гражданской у подрастающего поколения.
Публикация «Историко-педагогический анализ развития системы гражданского воспитания в отечественной педагогике» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: гражданская позиция, система воспитания, обучающийся, государственные символы, права, обязанности, ответственность, гражданин, концепция, проблема.
Гражданское воспитание в нашем государстве на разных исторических этапах приоритетными выдвигало разные идеи, о чем свидетельствует, проведенный теоретико-методический анализ научных источников по исследуемым вопросам. В разные исторические эпохи, в зависимости от политического порядка, категория «гражданское воспитание» по разному трактовалось, менялось понимание его основных понятий - «гражданин», «гражданственность».
С глубокой древности категория «гражданин» соотносилась с интересами людей, населяющих одну территорию, имеющих определенные территориальные границы, с единым аппаратом управления. Категория «гражданственность», появившись в древнегреческом полисе Афины, соотносилось с понятием «город», при этом имелся в виду город, обнесенный крепостной стеной - «оградой».
В «Толковом словаре живого русского языка» В. И. Даля рассматривается два значения понятия «гражданин» : «городской житель, горожанин, посадский»; «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». В данном случае категория «гражданственность» было определено как «состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [1, с. 389].
Начиная с конца XIX века до наших дней, концепция системы гражданского воспитания в российском государстве прошла в своем развитии несколько стадий :
1. Конец XIX - начало XX в. Основой гражданского воспитания были идеи «солидарности» (П. Л. Лавров, «братства», «соборности, всеединства» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, суждениях о человечестве как о «едином деятеле» (Н. Ф. Федоров) [3, с. 158].
В отечественной педагогической мысли на данном этапе считалось, что гражданское воспитание «имеет целью воспитание личности, которая смотрела бы на себя как на творческую силу, способную вести общество к достижению его идеалов и потому ответственную за его настоящее и будущее» (Е. Ефимов). Основным тезисом стал тезис о предназначении человека: «благо государства обусловливается добросовестным стремлением каждого отдельного гражданина соответствовать своему призванию» (Н. Е. Румянцев). Ведущее значение уделялось вопросам формирования гармонично развитой (П. Ф. Каптерев, самостоятельной личности [6, с. 98].
2. 1917 г. - 1928 г. На данном этапе была прервана преемственность в развитии идей гражданского воспитания. «Идея сплоченности, воспринятая советскими педагогами от предшественников, в расколотой на враждующие классы стране соотносилась не с ее народом, а с пролетариатом всех стран, что соответствовало установке на борьбу за мировую революцию» [2, с. 115].
Гражданская война значительно изменила теорию гражданского воспитания :
- понятие «массовая гражданская самодеятельность» стало основополагающим в структуре гражданского воспитания;
- «гражданственность» и «государственный патриотизм» были синонимами, определялись, как стремление принять на себя ответственность за сохранение и усиление государственной власти, к сплочению, самоорганизации, самостоятельным независимы поступкам в целях соблюдения интересов страны;
- значимыми гражданскими качествами считались «организационно-управленческое мышление, обладание способностями управленческо-исполнительской работы». [4, с. 198].
По его мнению С. Т. Шацкого, каждый ребенок уже с детства должен чувствовать себя гражданином страны, трудиться на благо своей Отчизны: «Ребенок должен проникнуться сознанием того, что он не только ученик, но и маленький гражданин» [5, с. 98].
3. В декабре 1928 - марте 1953 г. происходит сокращение самостоятельных сфер в жизни общества, основной причиной этого стало усиление культа личности. Переход к «коллективизации» ознаменовал «наступление социалистического строя по всему фронту», а само понятие «гражданское воспитание» исчезло и заменено понятием «коммунистическое воспитание». Нужно отметить, что только в трудах А. С. Макаренко сохранилось понятие «гражданственность», при этом оно исчезло из толковых словарей и справочных источников.
В книге «Воспитание гражданина» А. С. Макаренко были названы пути воспитания гражданина, которые заключались в наличии высокого уровня образованности и общественно-политической активности, коллективизма, в активном участии в общественных и государственных делах. Истинное проявление сущности гражданина, по его мнению, состоит в целостности сознания и поведения, а источник гражданского воспитания заключается в организации единого детского трудового коллектива. Гражданин - это творческая индивидуальность, в полной мере реализующая все свои творческие возможности и способности [3, с. 198].
4. Март 1953 - 1964 гг. (эпоха «оттепели») – характеризуется зарождением мысли гражданского воспитания на демократических основах и принципах трудовой политехнической школы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, утверждал, что гражданственность «имеет своими истоками красоту», а ее формирование происходит на основе важных нравственных качеств - трудолюбии, честности, человечности. [7, с. 135].
Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского развивались в педагогической работе - Е. Н. Ильина, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова. По их мнению, основной частью гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важной характерной чертой гражданственности - ее гуманистическая суть. Гражданская деятельность «шестидесятников», научно-практический опыт В. А. Сухомлинского и его последователей создали основу для дальнейшего поиска новых основ гражданского воспитания [1, с. 26].
5. 1965 - 1985 гг. - характеризуются ослаблением трудовой направленности гражданского воспитания, основополагающими проблемами в педагогической мысли становятся проблемы, касающиеся вопросов гражданского и мировоззренческого характера обучения, внеклассной и внешкольной работы (Р. М. Рогова, Г. Н. Филонов); взаимозависимости гражданского и трудового воспитания (Ю. П. Сокольников); развития дисциплины (В. Е. Гмурман); усиление роли школьных пионерских и комсомольских организаций в гражданском становлении личности [5, с. 153].
6. В 1985 - 1995 гг. на смену гражданскому воспитанию пришло идейно-политическое воспитание, основанное на «формировании у учеников определенного отношения к общественно-политическим событиям и явлениям» [3, с. 265].
Традиционная воспитательная система в образовательных учреждениях распалась, и на смену пришло узкое предметное обучение. На смену Единой Всероссийской пионерской организации пришли малочисленные детские организации, которые в условиях рыночной экономики, перестали оказывать влияние на воспитание подрастающего поколения и без государственной поддержки их существование было весьма проблематичным [4, с. 10].
7. Конец 90-х годов XX века характеризуется введением граждановедческих курсов, где на первое место выходят следующие категории «государство», «общество», «демократия», «права человека», большое значение придается примерам высокой гражданственности выдающихся исторических личностей. В педагогическую научную мысль возвращается содержательная составляющая гражданского воспитания [3, с. 80].
8. С 2000 г. по настоящее время происходит становление правового государства и гражданского общества, в связи с этим вопросы гражданского воспитания и становления личности гражданина выходят на первый план и приобретают смысловое значение для современного общества и будущего страны. Для государства важным является то, какие специалисты будут создавать богатство страны, их мировоззренческая составляющая, гражданская и нравственная позиции [4, с. 99].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесян, Л. Р. Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности / Л. Р. Аванесян // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2011. – № 1. С. 3-5.
2. Ахметжанова, Г. В. Эмпирическое исследование уровня развития педагогической функции будущего педагога. //Вестник Самарского технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. -2014. - №3(23). С. 13-18.
3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования [Текст] /А. Н. Джуринский. – М. : Владос, 2013. 400 с.
4. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России : методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Казаченок, Н. В. Шмелева. – М. : Просвещение, 2014. 238 с.
5. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России. - М. : Издательский центр Академия, 2008. 138 с.
6. Лихачёв Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания// Педагогика. - 2007. - № 9. С. 23 – 27.