Татьяна Горячева
Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников.
Система работы по экологическому образованию осуществляется педагогами на основе парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Публикация «Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Для реализации данного направления разработаны рабочие программы для второй младшей, средней и подготовительной к школе групп, в которых реализуется парциальная программа, перспективное планирование на год.
Система экологического образования в детском саду включает в себя:
• профессиональную подготовку педагогов;
• создание эколого-развивающей среды в ДОУ;
• экологическое развитие дошкольников;
• экологическое просвещение родителей;
• работа с социумом.
Профессиональная подготовка педагогов.
Педагоги детского сада- это решающий фактор в экологическом образовании дошкольников. Воспитатели и специалисты систематически повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на различных курсах, семинарах, посещая мероприятия МО и т. п. С целью повышения экологического образования сотрудников в ДОУ планируются методические мероприятия экологической направленности – консультации, семинары-практикумы, дни и недели экологической культуры и др. Педагоги с высоким профессиональным уровнем принимают активное участие в разработке экологических проектов, презентации педагогического опыта, в городских и областных смотрах-конкурсах.
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- формированию экологической культуры;
- экологизации различных видов детской деятельности.
В ДОУ создана экологическая развивающая пространственная среда, которая включает в себя:
-экологическую тропу с картами – схемами и «видовыми точками»;
- уголки леса, фруктового сада, огорода; цветники.
- уголки природы и экспериментальной деятельности;
- библиотеку природоведческой и художественной литературе о природе;
- дидактические игры экологической направленности;
- сюжетные картины, предметные картинки и иллюстрации.
- методическое обеспечение.
Для формирования у ребенка экологических знаний и умений на территории детского сада создана экологическая тропа. Работа, проводимая в условиях экологической тропы, способствует удовлетворению познавательного интереса детей, общению детей с живой природой, расширению кругозора.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети затем выражают на занятиях по изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
На территории детского сада создан огород, который используется для осуществления трудового воспитания дошкольников и их познавательной деятельности.
В каждой группе оборудованы уголки природы и центры эскпериментальной деятельности.
В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ;
В уголках природы содержатся комнатные растения, за которыми осуществляется уход, инвентарь для труда: полива и рыхления, посадки лука и других овощных культур, природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.
Экологическое развитие дошкольников.
При построении системы работы с детьми по экологическому образованию дошкольников в детском саду, учитываются следующие принципы:
• системности;
• научности и доступности;
• дифференциации;
• природосообразности.
Экологическое образование и воспитание детей осуществляется
- в специально организованной образовательной деятельности
-совместной деятельности воспитателя с детьми
-самостоятельной деятельности детей.
При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач:
-экологические занятия,
-целевые прогулки и наблюдения,
-экскурсии.
В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного характера, но и занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и др.
Педагоги активно используют проектный метод, приемы поисково-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии. В ходе реализации экологических проектов применяются игровые, здоровьесберегающие технологии, элементарная исследовательская деятельность детей, словесные методы: составление рассказов, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модели, воспитывается бережное отношение к природным ресурсам. Ежегодно в ДОУ реализуются природохранные акции-проекты «Елочка- зеленая иголочка», «Покормите птиц зимой!», «Берегите планету!», в которых принимают активное участие дети, педагоги и родители.
В педагогическом процессе важное место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. В ходе этой деятельности каждым ребенком накапливается личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Взаимодействие педагогов и детей строится с учетом дифференцированного подхода.
Дидактические игры способствуют закреплению знаний, полученных в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности, наблюдений и т. д.
Важным компонентом системы работы в ДОУ является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В уголках экспериментальной деятельности в старших группах дошкольники самостоятельно проводят эксперименты под руководством педагога, младшие воспитанники только наблюдают опыты, которые им демонстрирует воспитатель.
Экологическое просвещение родителей.
С целью пропаганды экологических знаний среди родителей воспитанников педагогами ДОУ проводится просветительская работа:
-консультации;
- семинары;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-беседы;
-наглядная агитация: папки-передвижки, буклеты, стенгазеты.
Кроме того, родители принимают участие в проведении экскурсий, заготовке природного материала, оформлении гербариев, экологических выставок, праздников, работах на участках детского сада.
В рамках недели экологии для изучения мнения родителей об уровне экологического воспитания в ДОУ и уровня их владения педагогическими знаниями проводилось анкетирование на тему «Экологическое воспитание детей». Поддерживают проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников 100% респондентов. Проявляется это в проведении бесед с детьми, наблюдений в природе, подкармливании птиц, посадке деревьев, приобретении домашних животных. Тем не менее некоторые родители не знают о приоритетном направлении работы ДОУ, не могут оценить работу ДОУ в данном направлении в связи с тем, что не имеют информации об этом. В свою родители отмечают, что нуждаются в помощи ДОУ по этому вопросу, предлагают свою помощь в организации работы по экологическому воспитанию детей.
В детском саду регулярно проходят выставки рисунков на экологические темы, выставки поделок из природного и бросового материла: «Осеннее очарование», «Создавая красоту, сохраняем чистоту», «Елочка, живи!», фотовыставках «В огороде и в саду я помощником расту!» и др., в которых принимают участие воспитанники и их родители.
Работа с социумом.
Для осуществления экологического образования и воспитания дошкольников нашим ДОУ налажено тесное сотрудничество с социумом: филиалом городской библиотеки, школами и школьной библиотекой. Регулярно проводятся познавательные экскурсии: «Писатели о природе», «Год экологии в России» и др.
Школьники принимают активное участие в экологических праздниках, выставках и конкурсах.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию и образованию ведется планомерно и систематически. В ДОУ созданы оптимальные условия для осуществления экологического образования дошкольников. Педагогами целесообразно используются современные методы работы и инновационные технологии.