Татьяна Петровна Иванова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем современного общества является сохранение и укрепление здоровья человека. Сегодня можно отметить тенденцию увеличения числа детей, имеющих какие-либо нарушения в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания различных специалистов. Одной из таких групп являются дети с задержкой психического развития. Характеризуя термин «задержка развития», отмечу, что В. М. Астапов задержку развития считает синдромом временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторные, сенсорные, речевые, эмоционально-волевые, замедление темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма [1]. Говоря о задержке психического развития, следует отметить точку зрения Е. В. Соколовой, которая задержку психического развития понимает временным, нестойким и обратимым психическим недоразвитием, замедлением его темпа. Дети с задержкой психического развития отличаются недостаточным запасом знаний, ограниченностью представлений, незрелостью мышления, малой интеллектуальной направленностью, у них наблюдаются расстройства в эмоциональной и личностной сферах, которые связаны с постоянным ощущением неуспеха и неадекватным родительским отношением [3]. Все это обуславливает актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, имеющих задержку психического развития. Поэтому в педагогической практике мы активно используем здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Данная проблема свое отражение также находит в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где особо выделяется задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, а также обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья [4].
Наиболее близким нам является определение, данное И. А. Журавлевой, по мнению которой здоровьесберегающие технологии являются системно организованной деятельностью педагогов, направленной на поддержку, укрепление и охрану здоровья детей с задержкой психического развития, их защиту от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и средой обитания [2].
План реализации здоровьсберегающих технологий учителем – дефектологом, учителем -логопедом, воспитателями группы, инструктором по ФК и музыкальным руководителем в группе компенсирующей направленности в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Формы работы
I.Физкультурно-оздоровительные технологии :
1. Подвижные и спортивные игры (часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности)
2. Динамические паузы (во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости детей)
3. Пальчиковая гимнастика (во время занятий, на прогулке, после дневного сна, во время игр)
4. Дорожки здоровья (после дневного сна, ежедневно.
5. Гимнастика для глаз (по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки)
6. Дыхательная гимнастика (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы)
II.Технология обучения здоровому образу жизни :
1. Утренняя гимнастика. (музыкальном и физкультурном залах)
2. Физкультурные занятия. (в спортивном зале, на улице)
3. Совместная ОД по ЗОЖ. (в режимных процессах)
4. Физкультурные досуги, праздники (в физкультурном, музыкальном залах, на прогулке).
5. Ситуативные малые игры.
III.Коррекционные технологии :
1. Арт-терапия
2. Сказкотерапия
3. Библиотерапия
Организуя образовательный процесс в условиях дошкольного учреждения реализуется ряд педагогических условий, обеспечивающих эффективность здоровьесберегающего процесса : строить образовательный процесс, способствующий сохранению и укреплению здоровья дошкольников, через применение здоровьесберегающих технологий; организовывать разные виды детской деятельности в игровой форме; оснащать группу оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что здоровьесберегающие технологии являются основой образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации, эффективность которой определяется грамотной «встроенностью» в общую систему здоровьеориентированной деятельности.
Список литературы:
1. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учеб. пособие для вузов. — М. : Юрайт, 2019. – 161 с.
2. Журавлева И. А. Повышение адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития в обучении с использованием здоровьесберегающей технологии : Дис.. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 177 с.
3. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. – М. : Сфера, 2009. – 318 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказа Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.