Наталья Шагалина
Использование элементов песочной терапии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
(НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ)
Учитель-логопед МДОУ ЦРР д/с №15 «Орленок» Шагалина Н. В., высшая кв. категория
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Темочки:
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Мне хочется остановиться на том методе, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным – песочная терапия.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.
«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под его контролем. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу на развивающих и обучающих занятиях.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой. Перед началом работы с песком предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице :
«Нельзя брать песок в рот.
Нельзя кидаться песком.
Песок не должен высыпаться из песочницы.
Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.
После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
( Игры: «Выровняй дорогу», «Что под песком?», «Помоги зайцу», «Секрет», «Добрый великан»)
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Выполняя арт. упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. ( Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок»)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах, одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.
[Р] : круги, спиральки на песке,
[С] : насыпать горочку из песка,
[Ш] : дорожка для змейки (и т. д.)
ДЕФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
( Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города»)
ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
-правильное употребление в речи предлогов, наречий,
-согласование сущ. и прилагательных в роде (шарик – легкий, блюдце – пластмассовое);
-настоящее и прошедшее время глаголов (я откапываю, я откапал);
-использование пиктограммам : соотносить картинки с определенными понятиями. (рассказ о животных);
а также отработка других понятий и категорий.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ПРИ ЭТОМ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТСЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
МАССАЖ КИСТЕЙ, ПАЛЬЧИКОВ РУК
РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
( Игры: «Веселые соревнования», «Нарисуй картинку»).
Таким образом, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
• У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
• Обучающиеся чувствуют себя более успешными.
• На занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Кроме того, педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться.