Елена Болотная
Использование вокалотерапии в логопедической работе по развитию голосовых возможностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Голос человека — это бесценный природный дар, который изначально является врожденным рефлекторным актом, а затем развивается на протяжении всей жизни человека. Голос оказывает очень существенное влияние на коммуникативное взаимодействие людей, на реализацию конкретным человеком коммуникативных функций, поскольку в случае нарушений голоса снижается разборчивость речи, ее выразительность, и, следовательно, ее восприятие становится более сложным для других. Формирование голоса зависит от многих факторов: конституции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции и психического развития человека.
Публикация «Использование вокалотерапии в логопедической работе по развитию голосовых возможностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Здоровый ребенок усваивает норму правильного говорения в процессе своего развития, основываясь на опыте, и постепенно адаптирует органы артикуляции для получения продукта, который соответствует воспринимаемым моделям слуха. У детей с ограниченными возможностями здоровья этот процесс иногда затруднен. Поэтому так важна логопедическая работа по профилактике и коррекции нарушений голоса у дошкольников. Работу по исправлению недостатков голоса необходимо начинать как можно раньше, это предупреждает фиксацию навыка неправильного голосоведения и появления негативных поведенческих реакций у детей.
Современная логопедия постоянно ищет пути улучшения и оптимизации процесса обучения и развития детей в разных возрастных группах и в различных образовательных условиях, характерных для детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционная работа проводится с использованием традиционных и нетрадиционных форм. Одной из нетрадиционных форм является вокалотерапия.
Вокалотера пия – это терапевтическая методика, которая подразумевает лечение собственным голосом, основанная на пении и определенной системе упражнений.
Вокальные упражнения помогают развивать у детей внимание, память, слух, творческие способности, улучшить дикцию и сформировать правильное дыхание.
Песни построены на 2-3 нотах, однако, поражают своей красотой и разнообразием. Рассматривая песни детально, было выяснено, что они благотворно влияют не только на голос человека, его эмоциональное состояние, но и на весь организм в целом. Особенно это относится к гласным звукам. Например:
- пропевание буквы «А» отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу;
- буква «И» воздействует на кишечник, глаза, нос и уши;
- «О» купирует сердечные проблемы и активизирует деятельность поджелудочной железы;
- «У» положительно влияет на органы дыхания;
- «Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание;
- «Э» хорошо сказывается на функциональности головного мозга.
Чтобы усилить эффект от воздействия пропеваемых звуков, рекомендуется прикладывать ладонь в ту область, на которую воздействует тот или иной звук, а также представлять его здоровым.
Полезно пропевать звукосочетания, например:
- «ОМ» – понижает кровяное давление,
- «ПА» – купирует сердечные боли,
- «УТ», «АП», «АТ» – хорошо исправляют речевые дефекты,
- «АХ», «ОХ», «УХ» – избавляют организм от негативной энергетики и отработанных токсических веществ.
Некоторые согласные тоже являются целебными, например:
- «К», «Щ» – лечат ушные недуги,
- «Х», «Ч» – улучшает дыхание и удаляет негатив,
- «М» – благотворно влияет на сердце,
- «М», «Н» – стимулируют мозговое кровообращение.
Занятия проводятся следующим образом:
Несколько минут (не больше 5) необходимо сделать упражнения для расслабления мышц шеи, лица и всего тела. Это могут быть физические упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц. Особое внимание нужно уделить мышцам лица и шеи, чтобы устранить скованность подчелюстных мышечных волокон.
Затем необходимо несколько минут посвятить дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика может заключаться в методе Стрельниковой, дыхании индийских йогов или в упражнениях нижнереберно-диафрагмального дыхания.
После этого 5 минут вокальных упражнений. Работа начинается с произнесения звука «М», сначала изолированно, потом в открытых слогах. Далее упражнения проводят со всеми согласными и гласными звуками и их сочетаниями.
Следующий этап – активизация артикуляции и дикции (5-7 минут). Пропеваются отдельные звуки, слоги, фразы и тексты. Проводятся в форме театрализации или игры. Важно тренировать четкую и эмоционально окрашенную речь. Такие упражнения снимают напряжение с мышц артикуляционного аппарата, способствуют правильному формированию звуков, а также раскрепощают ребенка в общем плане.
10 минут на творческое задание. Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка. Задача – личный эмоциональный отклик, развитие способности самовыражаться. Творческое выполнение заданий повышает самооценку, придает уверенность в собственных способностях и силах.
Систематические занятия позволяют эффективно решать задачи по профилактике и коррекции недостатков голоса, которые являются очень важными в работе по формированию коммуникативных способностей дошкольников.