Елена Николаевна
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты.» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Как же использовать потешки?
Публикация «Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить. Детей привлекает их звучность напевность, повторяемость.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:
Баю, бай, баю, бай,
Ты собачка не лай,
Петушок не кричи,
Колю, Машу не буди.
Наши детки будут спать,
Да большие вырастать.
Вот поспят подольше –
Вырастут побольше
___
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
___
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
___
Ходит Сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок, Спи, другой
Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой
Спи, глазок,
Спи, другой.
Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:
«Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!».
Существует множество потешек во время приема пищи:
Пришёл в гости – ни доктор Айболит.
Пришёл в гости – хороший аппетит.
Возьми скорее ложку,
И ну стучать по дну.
Скорее дайте супа,
Хоть ложечку одну.
___
Жили сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать,
Начинай опять считать.
___
А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот – еда,
Не осталось и следа.
Младшие дошкольники часто капризничают, когда нужно одеваться на улицу, эта задача для них еще очень сложна, ее хочется выполнить самостоятельно, что не всегда получается. Мы помогаем ребенку одеться, приговаривая:
Вот они сапожки:
Это - с левой ножки,
Это - с правой ножки.
Если дождик вдруг пойдет,
Сапожок не упадет!
Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Порой заставить малыша умыться очень тяжело. Попробуйте превратить это занятие в игру. С помощью веселых потешек можно заинтересовать ребенка и приучить к каждодневному умыванию с потешками.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
___
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
___
Плыви ко мне, рыбёшка,
Словлю тебя ладошкой.
Куда же ты уплыла,
Скользкая, как мыло?
А рыбонька купалась
И в руки мне попалась!
___
Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
___
Водичка, водичка
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Если у ребенка что-то болит, он обижен, устал, приговариваем (поглаживая и успокаивая с плавными движениями):
Тихо, деточка, не плачь,
Киска принесет калач!
Недалече на мостике
Несет калач на хвостике.
На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!
Ком на ком поставили,
Глазки подведём,
Нос-морковку вставим,
Шапочку найдем.
Вот какой снеговичок,
Толстый белый пухлячок!.
С помощью потешек также изучаем части тела:
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать-моргать,
Ручки – все хватать-хватать.
Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети с удовольствием вспоминают и проговаривают слова потешек, если они сопровождаются рассматриванием сюжетных «живых» картинок – педагог, сами дети, куклы и игрушки – все вместе вовлекаются в процесс и позволяют наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, правильно понять и эмоционально передать содержание потешки, ее слова.
По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шины.
Огоньки и там и тут,
в дальний путь они зовут.
___
Завернем Аленку в теплую пеленку,
Колыбельную споем,
Чай на кухню пить пойдем.
Пусть приснятся нашей птичке
Желтогрудые синички,
С красным брюшком снегирек
И братишка Игорек.
___
Стул. Без молотка и без гвоздей
Стул смастерим мы для гостей.
___
Дом. Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем.
В нашем домике - окошко.
Загляни туда, Антошка!
___
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стульчик смастерит.
Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандартных ситуациях. Кроме того, они способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга, удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми. Поэтому диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.