МААМ-картинки

Использование «Умной гимнастики» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР

Наталья Дроздовская
Использование «Умной гимнастики» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Ежегодно в дошкольных организациях увеличивается количество детей с различными нарушениями развития, нуждающиеся в специализированной помощи. Дети с ограниченными возможностями здоровья, мы будем рассматривать детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеют проблемы в развитии мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, различную степень сенсорных функций и моторного развития, отмечается недостаточный уровень познавательной активности; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость. И поэтому возникают трудности при обучении этих детей.

Публикация «Использование „Умной гимнастики“ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, воспитание, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, социальную адаптацию.

Одним из способов решения задержки психических процессов при организации коррекционно-развивающего процесса с детьми ЗПР позволит использование «Умной гимнастики» или «Гимнастики мозга», упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своими эмоциями, физической и умственной жизнью.

«Умная гимнастика» – это комплекс специальных двигательных упражнений, которые способствуют объединению наших полушарий головного мозга и оптимизируют деятельность мозга и тела, улучшению памяти и внимания, повышают работоспособность и расширяют возможности нашего мозга. Каждое упражнение направлено на возбуждение определенного участка мозга, объединяет мысли движения, развивает координацию движений и психофизические функции (ощущения, восприятие).

Пол Э. Деннисон считается основоположником гимнастики для мозга. Он разработал простые и эффективные упражнения, которые обеспечивают синхронизацию двух полушарий и облегчают (ускоряют) процесс обучения. Эти 26 упражнений Пол Э. Деннисон назвал «Гимнастика Мозга» [6]

Упражнения простые, их можно выполнять где угодно, они интересны, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста. В статье мы представляем только часть упражнений, которые мы используем в работе с детьми с ЗПР.

Рассмотрим комплекс “Ритмирование”, который является базовым перед любой деятельностью. Эти упражнения можно и нужно выполнять, и они позволяют настроиться на любой вид деятельности (настроить нашу систему «мозг -тело-эмоции»). И уже к этому комплексу можно добавлять другие упражнения. Лучший результат будет достигнут, если делать данное ритмирование каждый день. Используя его для детей с ЗПР можно улучшить и сократить адаптацию.

1 упражнение «Пьём воду» : ребёнку в руки даем кружку или стакан с водой, из неё(него)он пьёт воду медленно, не спеша, последнюю порцию воды держит немного во рту, а затем проглатывает. Вода обязательно комнатной температуры. Наш мозг на 90% состоит из воды, а тело на 70%. Когда мы находимся в стрессе (переживаем из-за чего-то, боимся, нашему организму очень нужна вода, так как она является основным проводником всех процессов. Недаром ведь говорят: «Успокойся, выпей воды».

2 упражнение «Перекрестные шаги» : ребёнок шагает так, чтобы противоположные нога и рука двигались одновременно навстречу друг к другу. Можно ему касаться локтем колена или ладошкой колена. При этом колени поднимает строго вперед, не поворачивает их в сторону. Рука и нога соприкасаются друг с другом только за счет движения косых мышц туловища, таз остается неподвижным. Данное упражнение способствует интеграции полушарий головного мозга, развивает координацию движений всего тела в пространстве.

3 упражнение «Кнопки мозга» : одну руку кладем на пупок, другой растираем точки под ключицей (справа и слева от грудины). Если вы не можете найти точки, можно просто потереть ладошкой область под ключицей. Меняем руки и делаем тоже самое. Особенно упражнение хорошо делать перед работой, связанной с действием глаз. Упражнение обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом, к головному мозгу, вследствие чего улучшается восприятие информации.

4 упражнение «Крюки Деннисона» : замок – ребенок скрещивает ноги, вытягивает руки перед собой тыльной стороной вниз, затем скрещивает их, образуя замок ладошками. Сгибает локти и поворачиваем замок из ладошек вовнутрь, прижимаем к груди. Язык при этом прижимает к небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Медленно дышит. Повторяет с другой рукой. Домик– ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. Соединяет кончики пальцев обеих рук друг с другом, образуя крышу домика. При вдохе язык находится на верху, при выдохе внизу. Медленно дышит.

Крюки Деннисона улучшают координацию, делают дыхание более глубоким и спокойным, улучшают социальную адаптацию, придают чувство уверенности.

Приведем несколько упражнений из комплекса «Умной гимнастики» :

«Заземлитель» - ребёнок удобно расставляет ноги. Правую ступню разворачивает вправо, левую направляет строго прямо. При выходе сгибает правое колено, вдыхает, одновременно напрягает правую ногу. Повторяет упражнение 3 раза, затем делает то же самое с левой ногой. (упражнение улучшает внимание, мыслительную деятельность).

«Слон» - ребёнок сгибает левое колено, «Приклеивает» голову к левому плечу и вытягивает руку, показывая пальцем поперёк комнаты, используя грудную клетку двигает верхнюю часть тела так, чтобы, рука описала восьмёрку. (смотрит дальше пальцев, если он видит две кисти – всё в порядке). Повторяет движение второй рукой. (упражнение улучшает восприятие)

«Сова» - ухватывается правой рукой за левое плечо и сжимает его. Поворачивает голову в лево так, чтобы смотреть назад через плечо. Теперь смотрит назад через другое плечо, опять разводя плечи. Опускает подбородок на грудь и глубоко дышит, давая мышцам расслабиться. Повторяет, держа плечо другой рукой. (упражнение улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении).

Больше всего дети любят упражнение симметричные рисунки. Эти упражнения стимулируют крупную и мелкую моторику. Дети обводят одновременно двумя руками картинку следуя стрелочкам на рисунке, от центра в сторону, к центру, сверху вниз, снизу-вверх, одинаковые линии с разных сторон разные линии с разных сторон. Также можно использовать игрушки для игр «симметричные рисунки».

В коррекционно - развивающей работе с детьми с ЗПР мы используем рамки вкладыши. Они разной тематики, из разного материала, вкладыши - пазлы и т. д.

Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.

В работе с детьми рекомендуется системно применять упражнения «Умной гимнастики» для тренинга определенных функций. Ее можно применять как пятиминутку между занятиями в детском саду или как физкультурные занятие все будет зависеть, какой конечный результат планируете получить.

Таким образом, в работе с детьми с ЗПР упражнения «Умной гимнастики» способствуют восстановлению нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга, улучшают контроль и регуляцию деятельности, возможности приёма и переработки информации, установлению баланса между правым и левым полем, снижают эмоциональный стресс.

Было бы хорошо, если бы эти упражнения ребенок, мог выполнять их самостоятельно дома, но речь идет о детях дошкольного возраста с ЗПР, то мы знакомим родителей с ней и рекомендуем применять эту методику дома вместе с ребенком.

Литература:

1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. : Нейропсихологические занятия с детьми. - М. : Айрис-пресс, 2015.

2. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. : Наследие А. Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте. - Москва, 2012

3. Латкина Т. Ю. Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья https://www.pdou.ru/categories/5/articles/4158?ysclid=loc9by85wv817284886

4. Марычева О. И., Габараева К. А. : Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. –Карпогоры, 2020. – 20 с.

5. Сафронова Е. М: Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1.

6. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс] : Образовательная кинезиология

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ»Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ» "Занятия с использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12-17 лет с ОВЗ. " Одним из нетрадиционных методов, успешно.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста» 1. Краткая характеристика видов игр, которые использует учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование «Умной гимнастики» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 20 мая 2024 в 14:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование «Умной гимнастики» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дроздовская (УИ 139621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД