МААМ-картинки

Использование технологий в развитии творческой инициативы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Таранова Ирина Валентиновна
Использование технологий в развитии творческой инициативы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Уровень опыта по степени новизны: Усовершенствование и комбинирование отечественных традиций обучения музыке. Использование эффективных новых методов и приёмов, развивающих программ с целью повышения уровня творческого, эстетического и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки

Актуальность:

Публикация «Использование технологий в развитии творческой инициативы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Задача этого вида занятий –

дать дошкольникам представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему, передающему музыкальный образ.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Модернизация дошкольного образования диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В связи с этим стала применять современные педагогические технологии и методики в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

«Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачёв).

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Краткое описание опыта:

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности каждого воспитанника.

Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду

С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя.

В своей работе я активно применяю приемы методики Т. А. Тютюнниковой.

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практичекая деятельность, а не абстрактно - интелектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии» : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.

Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими элементами музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Цели методики:

помощь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Задачи программы:

развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Принципы обучения элементарному музицированию:

Импровизационно-творческая деятельность и игра.

Игровое обучение - скрытое, не дерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Музыкальная основа методики : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Музыкальная основа методики : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на занятиях творческого музицирования являются:

- пение;

- речевое музицирование;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- танец;

- импровизированное движение;

- озвучивание стихов и сказок;

- пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

«Элементарное музицирование» основано на сочетании ритмо - декламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах.

Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.

На наших занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться.

В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский и коми фольклор и разные виды искусства.

В работе я применяю метод вариативности - сочетания элементов представленных выше программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения.

Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личности. На желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизации у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку. Осуществлению этой цели помогает мне решение следующих задач:

развитие творческих способностей, развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам, обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей, формирование элементарных музыкальных навыков.

Метод проектирования, который я активно применяю в своей работе - позволяет мне достигать оптимальных результатов в своей деятельности. Образовательная деятельность с детьми проводятся в системе развивающего обучения. Приоритет отдаётся самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:

- выявление талантливых детей;

- активизация образовательного процесса;

- формирование у воспитанников интереса к восприятию музыки, развитию музыкально-художественной деятельности;

- формирование навыков публичного выступления.

На разных этапах музыкальных занятий использую здоровье сберегающие технологии такие как :

- валеологические песенки - распевки;

- дыхательная гимнастика;

артикуляционная гимнастика;

- игровой массаж;

- пальчиковые игры;

- речевые игры;

ритмопластика;

- риветствие.

В начало занятия использую элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить или успокоить, в зависимости от психического и физического состояния детей перед занятием).

Валеологическая песенка с самомассажем головы «Доброе утро!»

Слушание музыки (активное и пассивное).

Во время слушания или пения применяю в качестве физминуток пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Пение.

Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

- тренировка силы вдоха и выдоха;

- развитие продолжительности выдоха.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Упражнения на формирование диафрагматического дыхания.

«Пузырь», «Насос».

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Как у бабушки Наташи.

Распевки

Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок. Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например: «Андрей – воробей».

Вначале используется одна прибаутка, т. е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.

Ритмопластика.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Упражнения на ритмопластику провожу в основном во время танцев и драматизаций, а танцевальную импровизацию совмещаю с музыкой. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и развлечениях.

Проведение здоровье сберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

Я уверена, что занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.

Особое значение уделяю работе по программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»

В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Опыт использования данной программы показал, что её привлекательность - в доступной реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями, а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

Используя музыкально-ритмические композиции, конструировали различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т. д.). Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально-ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной и д. р.).

Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и д. р., позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроение музыкальных произведений.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно - творческих и спортивных видов деятельности : это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т. д.

Поэтому рассматриваем «Ритмическую мозаику» как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает» настроить инструмент» (тело, научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» является универсальной. Это психическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония.

Платон говорил: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Исходя из содержания программы «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И., была определена цель работы - формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности у детей дошкольного возраста.

В процессе этой работы решались следующие задачи:

1. Развитие музыкальности :

развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

воспитание выносливости, развитие силы;

формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку :

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитание умения вести себя в группе во время движения,

формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возраста Существует несколько видов упаковки для яиц. Но особую популярность приобрела картонная упаковка. Её изготавливают из формованного картонного.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологий в развитии творческой инициативы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 23:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологий в развитии творческой инициативы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Таранова Ирина Валентиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД