Екатерина Лыс
Использование технологии проектной деятельности как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с шахматами
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 «Росинка»
Выступление на МО воспитателей
«Использование технологии проектной деятельности
как средства ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с шахматами»
.
Лыс Е. М., воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка
– детский сад № 30 «Росинка»
г. Губкин 2021
Публикация «Использование технологии проектной деятельности как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с шахматами» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Тема выступления: «Использование технологии проектной деятельности к ак средства ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с шахматами»
Современные дошкольные образовательные организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нуждаются в новых методах организации образовательной деятельности, которые формировали бы у дошкольников самостоятельную, активную и инициативную позицию.
Детям дошкольного возраста важно самим научиться получать информацию, у них должны быть развиты исследовательские навыки. Использование метода проектов дает возможность решить поставленную задачу, позволяет расширить образовательное пространство, развить творческое, познавательное мышление ребенка.
В своей работе с детьми я применяю проектную деятельность как одну из современных технологий организации работы в ДОУ. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.
Работа проводится поэтапно. На первом этапе — выборе цели проекта совместно с детьми мы подошли к теме «Шахматы».
Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в развитии, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
Проблема поиска эффективных методов развития интеллекта очень актуальна в наше время. Идея использования игры в шахматы при формировании интеллектуальных способностей у детей успешно реализуется во многих странах мира.
Дети подготовительной группы позитивно отнеслись к новому виду деятельности и восприняли предложенную информацию об игре. Введение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта прошло благополучно. После ознакомления с историей шахмат дети решили, что это не просто игра, а настоящее королевство, так и определилось название «Шахматное королевство».
Основной целью проекта является знакомство с шахматами как видом спорта и популяризация данной игры среди воспитанников и их родителей. Так же были определены задачи:
1. Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать игрой через использование художественного слова и видео материала.
2. Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.
3. Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости.
На втором этапе — разработке проекта, был составлен план деятельности для успешной реализации проекта. Определялись источники информации, подбирались материалы и оборудование для работы.
Была проведена работа с родителями. Мы изучали информацию об истории игры в шахматы и шахматных фигурах. Родителями было предложено изготовить ростовые шахматы.
Постепенно мы перешли к третьему этапу проекта — выполнение практической части. В ходе работы дети узнали историю возникновения игры в шахматы, познакомились с шахматной доской и фигурами.
При знакомстве с шахматными фигурами я рассказала ребятам от том, как они называются. Мы придумывали, на что они похожи. Запомнить названия фигур нам помогли загадки.
Вместе с детьми мы познакомились с различными вариантами историй возникновения игры в шахматы, выучили фигуры.
Выучив названия всех фигур, мы приступили к знакомству с шахматной доской, на которой чередуются поля белого и чёрного цветов. Мы узнали, что ходить фигуры могут по горизонтали слева направо, по вертикали (сверху вниз) и по диагонали (наискосок). Также мы научились правильно расставлять шахматные фигуры на доске.
Закрепляя знания о шахматной доске, мы выкладывали на доске линии, по которым двигаются фигуры; играли в игры «Кто быстрее расставит фигуры», «Какой фигуры не хватает», «Первый-второй» (придумали сами); из кубиков двух цветов выкладывали фрагмент шахматной доски.
Главное при использовании проектной деятельности – это результат. Его можно оформить и преподнести разными способами: это и шахматный турнир, и оформление газет, альбомов, выставок.
Прочитав очередную «шахматную» сказку, дети разыгрывают сценку, некоторые, наиболее успешные, показывали родителям во время заседания родительского клуба. Родителям было предложено провести шахматный турнир, на котором дети выступали как болельщики и группа поддержки.
Ребята оформили «Шахматный уголок», куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматными приключениями, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из пластилина фигуры для игры в шахматы.
Кроме этого в группе прошел конкурс чтецов на котором дети читали «шахматные» стихотворения и играли в словесные игры, получили грамоты и дипломы.
По завершению проекта планируется провести совместный с родителями праздник, на котором пройдет семейный шахматный турнир и шахматный досуг «Что? Где? Когда?», а также готовится к демонстрации выставка «Жители «Шахматного» королевства».
Уже сейчас, хотя до окончания проекта еще больше месяца, все дети приобрели основные знания по игре в шахматы, знакомы с правилами проведения шахматных турниров и большинство воспитанников владеет элементарными навыками шахматной игры.
Таким образом, проектная деятельность в детском саду — это одна из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Она дает возможность повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, любознательность, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.