Светлана Шкляр
Использование технологии «Дидактический синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии "Дидактический синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (пояснительная записка)
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Публикация «Использование технологии „Дидактический синквейн“ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - дидактического синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои правила составления:
Первая строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д. );
Вторая строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами).
Третья строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
Четвертая строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
Пятая строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Пример синквейна «Наша группа».
1. Наша группа
2. Весёлая, дружная
3. Учимся, играем, танцуем
4. Наш любимый дом
5. Мы — дружные!
Актуальность дидактического синквейна заключается в следующем:
o Вид новой творческой речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных возможностях (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему, а так же учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность).
o Синквейн – просто увлекательное занятие, которое похоже на игру.
o В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
o Синквейн является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
o Синквейн совершенствует словарную работу, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
o Синквейн может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Работу по обучению детей составлению синквейнов мы начали в 2016-2017 учебном далее году с детьми подготовительной к школе группы.
Цель: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Дидактический синквейн».
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
Дидактические задачи:
• Обогащать, актуализировать словарный запас детей.
• Развивать творческие способности.
• Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление).
• Развивать языковое чутьё, фразовую речь, ассоциативное мышление.
Методические задачи:
• Создать условия для овладения техникой синквейн.
• Организовать взаимодействие с родителями с целью повышения компетентности в вопросах речевого развития ребенка.
• Создать предметно – развивающую среду в группе.
Составлению синквейнов предшествует предварительная работа по расширению и совершенствованию словаря. На данном этапе активно используются дидактические словесные игры и упражнения, такие как - «Подбери определения», «Узнай предмет по описанию»,«Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого».
Обучение детей составлению синквейнов проводится в рамках перспективного планирования образовательной деятельности в группе и органично вписывается в каждую лексическую тему недели. Дидактический синквейн составляется в конце изучения каждой лексической темы, когда у детей уже накапливается достаточный словарный запас по данной теме. Лексические темы служат темами синквейнов.
Работу по обучению детей составлению дидактического синквейна можно условно разделить на несколько этапов.
1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь).
На данном этапе решаются следующие задачи:
- Научить детей выделять тему, главное слово, научить задавать вопрос к главному слову, ввести понятие «слово, обозначающее предмет», «живой и неживой предмет».
- Научить выделять слова, обозначающие признак, научить задавать вопрос к словам-признакам, ввести понятие «слово, обозначающее признак предмета».
- Научить выделять слова, обозначающие действие предмета, научить задавать вопрос к словам-действиям, ввести понятие «слово, обозначающее действие предмета».
- Научить составлять предложение о каком-либо предмете/явлении.
2. Деятельностный этап (ноябрь – март).
- Создание синквейнов в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности в соответствие с лексической темой.
Дети, знающие алфавит, создают синквейн, записывая слова печатными буквами на листе бумаги. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают устные нерифмованные стихотворения. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, так и в виде устных сочинений с опорой на схему, которые затем красиво оформляют вместе с воспитателем.
Можно использовать синквейны на занятиях по художественному творчеству – их легко составлять к любым поделкам, рисункам, аппликациям детей.
3. Заключительный этап (апрель – май).
На третьем, заключительном, этапе воспитатель предлагает следующие формы работы с синквейном:
- Дополнение готового синквейна.
- Коллективное составление детьми синквейна.
- Составление синквейн загадок.
- Используя слова из синквейна, придумать рассказ.
Оценивая использование современной технологии синквейн, мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Грамматические конструкции употребляются детьми в виде распространенных предложений. Дети научились находить в тексте главные элементы, делать выводы и заключения, анализировать, обобщать и кратко излагать.
Положительным результатом работы в данном направлении для дошкольного образовательного учреждения в целом стало следующее:
- создана система работы по использованию синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
- повышен профессиональный уровень и компетентность педагогов ДОУ в вопросах использования синквейна;
- сформированы представления детей о синквейне и практические навыки составления синквейна;
- повышена информационная компетентность родителей о технологии «Дидактический синквейн»;
- создана «Копилка синквейнов» по лексическим темам;
- в помощь педагогам и родителям созданы шаблоны (карточки) для составления синквейнов по лексическим темам Программы;
- разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.