Екатерина Прошкина
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль игровой деятельности в речевом развитии детей
младшего дошкольного возраста».
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Именно в игре, по словам великого педагога В. А. Сухомлинского, «зажигается огонек детской пытливости и любознательности», от содержательности детской игры «зависит весь дальнейший путь ребенка к знаниям».
В игре происходит интеллектуальное развитие ребенка, формирование его ха-рактера, эмоций, личности в целом, и, что немаловажно, развитие речи.
Развитие речи детей – одно из важнейших направлений работы педагогов дет-ского сада. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена в отдельный раздел. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.
Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельно-сти в области языка. Для речевого развития актуальны все виды игровой деятельности : сюжетно-ролевые режиссерские и, особенно, театрализованные игры, подвижные и дидактические игры. Речевая активность в игре помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия.
В моей группе двух-трехлетние малыши. Главной фигурой в жизни детей остаётся взрослый, именно воспитатель способствует развитию игровой деятельности детей раннего возраста.
Начинаем мы работу с предметно-манипулятивных игр с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов. В ходе руководства педагога такими играми совершенствуется восприятие речи, пополняется пассивный словарь детей, активизируются первые слова, развивается мелкая моторика рук, как известно, в огромное мере влияющая на развитие речевого аппарата.
Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, на-правленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.
К трем годам малыши приобщаются к сюжетно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. С этой целью я использую специальные игровые упражнения : гимнастику для язычка, чистоговорки, скороговорки. Действуя с собственными ручками и игрушками, дети проигрывают и проговаривают тексты знакомых песенок-потешек «Сорока-сорока», «Идет коза.», «Ладушки», стихов А. Барто из цикла «Игрушки».
В играх дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развитие связной речи происходит в ходе игрового общения. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные предложения.
Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризов (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.).
Для игры с малышами я подбираю простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её, используя зввукоподражание и обозначая свои деятвия словами «Нагрузил, везу, привез» и т. д. ; «мама» катает дочку в коляске, кормит её, проговаривая фразы «Какая вкусная каша! Кушай, дочка», доктор лечит зверушек, спрашивает «Что у тебя болит?», «Что ты вчера кушал?». Во время игры придумываю сюжеты или использую литературные тексты (стихи, сказки, потешки). Обычно дети берут за основу образец, предложенный мною. Например, говорю: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. Спою Тане колыбельную.». Поиграв с куклой, передаю её малышу. При этом дети привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту. Я приветствую инициативность детей, активизирую и поощряю их речевые высказывания, побуждаю использовать звукоподражания, правильные формы слов, предложений.
Особое значение в речевом развитии детей я придаю театрализованной игровой деятельности. Малыши любят наряжаться в разные наряды, перевоплощаться в сказочных героев (зайчика, мишку, лисичку и т. д.).
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе обыгрывания, наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности : игры-занятия; кукольный театр; театральные игры; игры-забавы; игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театру, стремление воспроизводить фрагменты знакомых сказок, песенок, потешек по собственной инициативе. При этом малыши учатся внятно говорить, произносить правильно звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию. Показ настольного театра способствует обыгрыванию сказки с помощью игрушки, наблюдая за моими действиями, дети сами начинают манипулировать с куклами настольного театра, проговаривать текст, соотносить свои движения со словом.
Систематически я осуществляю педагогическое наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей, отмечаю:
• какой вид игровой деятельности дети предпочитают;
• с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам;
• во что играют (сюжет игры);
• как играют: эмоциональная выразительность детей в игре, характеристика их игровых действий (единичные, повторяющиеся); используют ли дети предметы-заместители, воображаемые предметы; готовят ли условия для игры; обращаются ли к куклам, игрушечным животным с вопросами или говорят за них;
• играют вместе с воспитателем или самостоятельно, ставит ли ребенок сам игровые задачи;
• взаимоотношение детей в игре;
• принятие роли (роль в действии; роль, обозначенная словом).
употребляют ли слова в единственном и множественном числе; слова с суффиксами; используют ли простые и распространенные.
На основе полученных при наблюдении данных, делаю выводы о необходимости той или иной индивидуальной работы с воспитанниками. В дельнейшем планирую и осуществляю эту работу, прежде всего в ходе организации различных игр с детьми.
Таким образом, я считаю, что именно игровая деятельность является основой интеллектуально-речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка.