Приложение МААМ

Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Ольга Скворцова
Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интер-нета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Что-бы они были успешными, умело ориентировались в постоянно рас-тущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро вос-принимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, нахо-дить неординарные решения в различных ситуациях.

Многочисленные исследования учёных и наблюдения практиков (Н. Н. Подъякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир) гово-рят о том, что наиболее интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте.

Публикация «Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Активно исследовательско-творческое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения сведены к минимуму.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накоп-ленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам. И педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребенку до-школьного возраста свойственны любознательность, желание самостоятельно искать истину. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по данной теме для меня стала актуальной, и я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель: Развитие исследовательской активности у детей старшего до-школьного возраста методом физического эксперимента.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу о влиянии исследовательской деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.

Разработать методические рекомендации по экспериментально- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Создать условия для проектно-исследовательской деятельности.

Развить собственный познавательный опыт об окружающем ми-ре детей старшего дошкольного возраста через знакомство с основными физическими свойствами.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Работая по программе «Детство» и понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, я стремлюсь создать условия для исследовательской активности ребёнка.

Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение и диагностические крите-рии результативности, откорректировала перспективное и кален-дарное планирование, провела подборку игр-экспериментов с раз-ными предметами и включила их в образовательный процесс. Большую помощь в работе оказывал педагог-психолог, он проводил консультации для родителей.

В начале года провела диагностирование исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию использовала систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, её направленностью на самостоятельное ис-следование, экспериментирование, проводила уточняющие беседы, а так же использовала практические ситуации (Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой, Л. Н. Прохоровой).

Выявлена слабая заинтересованность детей к исследовательской деятельности. Дети не умели вырабатывать гипотезы, самостоятельно прогнозировать ход эксперимента.

Данные диагностики свидетельствовали о необходимости целена-правленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Результаты анкетирования родителей на начало года показали, что 75% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка

Был проведен опрос, результаты которого показали, что более 60 % родителей, заинтересованы в исследовательской активности своих детей. А у оставшихся 40%, проявлялось некое равнодушие к участию в исследовательской деятельности.

Работа с детьми велась в трё х направлениях: совместная деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей, совместная деятельность с семьёй.

При организации образовательной ситуации использовала разнообразные методы и приемы. Обучение детей строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводились по подгруппам и имели интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Отношения с детьми строила на основе партнёрства. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы полу-чили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учи-ла ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экс-периментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Организуя самостоятельную деятельность детей, развивала у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выяв-ляя их особенности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольника Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению.

«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности» Об актуальности проблемы формирования у дошкольников потребности в двигательной активности. Здоровье – это большой дар, без которого трудно.

Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольников. Из опыта работы. Подготовила Худоногова А. В. Воспитатель МКДОУ №6 «Аленький цветочек» Использование метода проектов в развитии познавательной.

Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей»Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Цель:Гармоничное развитие как познавательных, так и.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические.

Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст – это особый период развития.

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 11:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скворцова (УИ 1339740) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД