Ольга Скворцова
Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интер-нета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Что-бы они были успешными, умело ориентировались в постоянно рас-тущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро вос-принимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, нахо-дить неординарные решения в различных ситуациях.
Многочисленные исследования учёных и наблюдения практиков (Н. Н. Подъякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир) гово-рят о том, что наиболее интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте.
Публикация «Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Активно исследовательско-творческое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения сведены к минимуму.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накоп-ленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам. И педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребенку до-школьного возраста свойственны любознательность, желание самостоятельно искать истину. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по данной теме для меня стала актуальной, и я поставила перед собой следующую цель и задачи:
Цель: Развитие исследовательской активности у детей старшего до-школьного возраста методом физического эксперимента.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу о влиянии исследовательской деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
Разработать методические рекомендации по экспериментально- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Создать условия для проектно-исследовательской деятельности.
Развить собственный познавательный опыт об окружающем ми-ре детей старшего дошкольного возраста через знакомство с основными физическими свойствами.
Вовлечь родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
Работая по программе «Детство» и понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, я стремлюсь создать условия для исследовательской активности ребёнка.
Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение и диагностические крите-рии результативности, откорректировала перспективное и кален-дарное планирование, провела подборку игр-экспериментов с раз-ными предметами и включила их в образовательный процесс. Большую помощь в работе оказывал педагог-психолог, он проводил консультации для родителей.
В начале года провела диагностирование исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию использовала систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, её направленностью на самостоятельное ис-следование, экспериментирование, проводила уточняющие беседы, а так же использовала практические ситуации (Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой, Л. Н. Прохоровой).
Выявлена слабая заинтересованность детей к исследовательской деятельности. Дети не умели вырабатывать гипотезы, самостоятельно прогнозировать ход эксперимента.
Данные диагностики свидетельствовали о необходимости целена-правленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Результаты анкетирования родителей на начало года показали, что 75% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка
Был проведен опрос, результаты которого показали, что более 60 % родителей, заинтересованы в исследовательской активности своих детей. А у оставшихся 40%, проявлялось некое равнодушие к участию в исследовательской деятельности.
Работа с детьми велась в трё х направлениях: совместная деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей, совместная деятельность с семьёй.
При организации образовательной ситуации использовала разнообразные методы и приемы. Обучение детей строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводились по подгруппам и имели интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
Отношения с детьми строила на основе партнёрства. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы полу-чили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учи-ла ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экс-периментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Организуя самостоятельную деятельность детей, развивала у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выяв-ляя их особенности.