Анна Глушаченко
Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста
Выступление с докладом на районном методическом объединении
Воспитатель:
Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г.
Роль театральной деятельности в речевом развитии
детей дошкольного возраста
«Произношение на сцене —
искусство не менее трудное, чем пение,
требующее большой подготовки и техники,
доходящей до виртуозности».
Константин Сергеевич Станиславский
Публикация «Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность включает в себя работу по всем образовательным областям:
- В процессе познавательного развития - углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.
В процессе художественно - эстетического развития совместного с детьми изготавливаются атрибуты, элементы костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, происходит развитие продуктивной деятельности, развития творчества у детей, приобщение к изобразительному и музыкальному искусствам.
Физическое развитие – подразумевает проведение НОД в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр, которые повышают интерес детей к физическим упражнениям, позволяют создавать разностороннюю базу движений и жестов, раскрывать творческий потенциал ребёнка.
Социально – коммуникативное развитие - дети включаются в систему социальных отношений через образы героев, «проживая» жизнь своего персонажа, «примеряя» на себя его характер, оценивая поступки героев художественного произведения.
Речевое развитие – это развитие всех сторон речи, активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. При восприятии художественной литературы происходит приобщение детей к словесному искусству, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса.
Начиная с младшего дошкольного возраста, чаще всего используются театрализованные игры через знакомство с различными видами театра.
Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок и фланелеграф – развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Конусный, настольный театр - помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр кукол Би-ба-бо - посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
В среднем и старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется правильному произношению слов, построению фраз, педагог старается обогатить речь ребенка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
С темой театра я знакома с 2006 года. В Доме детства и юношества развивала творческие способности детей 7-16 лет. Мною была составлена программа «Театр-творчество-дети», а так же комплекс методических рекомендаций, которые помогали мне в реализации цели. В 2015 году я решила сменить вид деятельности, и теперь провожу театрализацию с детьми дошкольного возраста.
Подбирая материал для спектакля или инсценировки, мы, педагоги – дошкольники, стараемся учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей. Стараемся обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
Готовясь к постановке спектакля в своей группе, я разработала свою технологию развития речи детей :
1. Проверка дикционной четкости и голосовых возможностей детей.
2. Артикуляционные и дикционные упражнения.
3. Упражнения для развития речевого дыхания. Интонационные и логические упражнения.
4. Упражнения для развития связной и образной речи, творческой фантазии (сочинение небольших рассказов и сказок; подбор простейших рифм).
5. Работа над произношением скороговорок, стихов, отработка согласных в конце слова.
6. Выбор пьесы. Чтение и обсуждение идеи спектакля. Вместе с детьми беседуем о каждом герое, их поступках. Обсуждаем основную конструкцию спектакля: завязки – кульминации – развязки; выделение главных событий. Пересказ сюжета детьми.
7. Отработка выразительного чтения монологов.
8. Отработка выразительного чтения диалогов.
9. Репетиции реплик по эпизодам.
10. Репетиция всего спектакля.
11. Генеральная репетиция.
12. Выступление со спектаклем.
13. Анализ работы с детьми о проделанной работе (обсуждение удачных и интересных моментов, выявление недостатков, что необходимо предусмотреть, интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).
Хочется отметить, что при подготовке спектакля в стихах или прозе, у детей возникает затруднение запоминания текста. Я нашла выход из этого положения. Мне помогают мнемотаблицы, которые позволяют: развивать наглядно-образное и логическое мышление; совершенствовать связную речь в ходе рассказывания по таблице.
Дети моей группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Они с удовольствием участвуют в театральном фестивале, который проходит в нашем детском саду ежегодно.
Таким образом, хочу отметить, что целенаправленная работа по театрализованной деятельности, является одной из эффективных форм развития речи дошкольника.