Ирина Васильева
Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции речи дошкольников в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Васильева Ирина Николаевна
Учитель- логопед МБДОУ «ДС № 8 КВ» г. Пикалево
«Движение может по своему действию
заменить любое лекарство,
но ни одно лекарство в мире
не может заменить целебной силы движения».
Симон-Андре Тиссо
Проблемами современных детей,в целом, являются недостаток физической активности, разсогласованность работы полушарий мозга, как следствие- снижение здоровья и задержка развития, в том числе речевого.
Публикация «Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции речи дошкольников в условиях логопункта» размещена в разделах
Причины очевидны: большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья; зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом; не формируется у дошкольников функциональная зрелость тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок; дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.
Исходя из значимости проблемы, я определила основную стратегию своей работы - «КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ И ИГРУ», другими словами - удовлетворение естественной потребности ребенка в движении и игре, подбор и интеграция в педагогический коррекционный процесс соответствующих этой потребности здоровье сберегающих технологий, инновационных направлений и приемов нейростимуляции.
Важной для нас, здоровье сберегающей технологией стала система автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции Е. Ф. Архиповой. Основой предлагаемой методики является включение пальцевых упражнений, выполняемых на колючем коврике. И. М. Сеченов отмечал: «. всякое ощущение по природе смешанное. к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Изучив исследования в этой области профессора, доктора педагогических наук Архиповой Елены Филипповны, прослушав ее вебинары «Приемы нейростимуляции для автоматизации звуков», «Тактильно- кинестетическая стимуляция при стертой дезартрии у дошкольников» и, изучив ее научные труды, мы стали с успехом применять данные технологии в коррекционной работе. И не смотря на незначительный срок их применения (7 месяцев, уже имеем первые положительные результаты.
Проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения и учитывая собственный опыт работы, мы систематизировали лексический материал для автоматизации звуков в разных фонетических позициях, усовершенствовали структуру речевых модулей, изготовили оригинальный дидактический и стимульный материал.
Анализ промежуточной диагностики показывает, что использование данного метода, как мощного мотивационного средства, существенно сокращает сроки автоматизации поставленных звуков.
В предлагаемой методике автоматизация звуков базируется на утрированном произнесении гласных и согласных звуков в разных звукокомплексах (модулях). Это сочетается с использованием пальцевых прижимов на гласные звуки (прием биоэнергопластики). Для тактильно-кинестетической стимуляции применяются колючие коврики.
Работа начинается с уточнения артикуляции гласных. Именно гласные дают лучшую разборчивость речи. В качестве зрительной опоры мы используем символы гласных звуков Ткаченко, можно сразу использовать буквенные обозначения. Утрированное произнесение гласных сочетается с одновременным прижимом пальцев к колючему коврику. Автоматизация поставленных звуков осуществляется последовательно по 11-ти модулям (вариантам звукосочетаний). Например: 1 модуль: Р-А, Р-О, Р-У, Р-Ы, Р- И, Р-Э. 2 модуль РА РО РУ РЫ РИ РЫ, 3 модуль: А-Р, О-Р, У-Р, Ы-Р, И-Р, Э-Р. 4 модуль: АР ОР УР ЫР ИР ЭР, и так далее.
Правомерно будет объяснить, как мы мотивируем детей на такую работу : «Сегодня тигренок хочет научиться играть на пианино, но не знает нот», а ноты- модули. Или «Слоненок отпрвился в еловый лес на прогулку и пел свои любимые песенки», «Самолетик полетел над голубыми облаками и гудел на разные лады»
Более подробно с данной системой можно познакомиться в книге Е. Ф. Архиповой «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии».