Галина Добрякова
Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья детей. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных и негативных факторов. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому развитию детей в условиях детского сада и семьи.
Предупредить нарушение осанки, или скоррегировать данное заболевание возможно лишь при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях.
Публикация «Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
В нашем дошкольном учреждение для решения данной проблемы активно используются фитбол мячи. Фитбол в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. При подборе мяча нужно учитывать возраст ребенка. Диаметр мяча для детей от 3 до 5 лет - 45 см, от 5 до 6 лет - 50 см, от 6 до 7 лет - 55 см.
Инструктор по физическому развитию проводит секцию «Фитбол-гимнастика», использует фитбол мячи в организованной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе. Воспитатели проводят оздоровительные упражнения на мячах во время утренней гимнастики и физкультминуток.
Цель использования фитбол мяча - профилактика и коррекция нарушения осанки у дошкольников, а также развитие физических качества и укрепление здоровья детей.
Оздоровительное воздействие фитбол мячей велико. Это и укрепление мышц брюшного пресса, укрепление мышц спины и таза, укрепление мышц ног и свода стопы, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, укрепление мышц рук и плечевого пояса, совершенствование координации движений, профилактика мышечной недостаточности и так далее.
Что бы добиться результатов важно помнить, что посадка считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90%, голова приподнята и ее центральная линия совпадает с осью туловища, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксирует его ладонями сбоку или сзади, ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу. Неправильно, криво сидеть на фитболе невозможно, так как нарушается равновесие и теряется баланс. На первых этапах обучения, нужно познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов стоит начинать с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз.
Фитбол на занятиях может использоваться как :
- ориентир,
- опора,
- препятствие,
- амортизатор,
- предмет для ОРУ,
- отягощение.
Хотелось бы подробнее остановиться на секции «Фитбол – гимнастика». В нашем учреждении инструктор по физическому развитию разработала программу и проводит секцию «Фитбол-гимнастика». Программа базируется на основных положениях, принципах, задачах образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
Программа «Фитбол–гимнастика» включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют как на весь организм ребенка, так и способствуют коррекции нарушения осанки.
Этапы работы с фитбол мячом представлены на слайде.
Структура секции «Фитбол-гимнастика» выстраивается по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.
Разминка или подготовительная часть.
Цель разминки - разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к выполнению предстоящих упражнений; создание благоприятного, положительного фона, обеспечивающего психологический и эмоциональный, настрой на занятие, повышение восприимчивости к музыкальному сопровождению.
Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами. Подготовительная часть занимает 5-7 минут.
Основная часть.
Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе, лёжа на коврике (на спине и животе). В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность основной части - 15-20 минут.
В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче, на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей и подвижные игры с фитболом, осуществляет закрепление правильного положения тела. Продолжительность заключительной части 3-5 минут.
При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово - и лимфообращение в области позвоночника. Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы.
Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.
Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей.
Использование фитбол мячей как на секции «Фитбол-гимнастики», так и в других видах деятельности оправдывает цель – оздоровления детей с нарушением осанки, но нельзя забывать, что эмоциональная сторона, особенно для детей дошкольного возраста, которым нравиться яркая окраска фитболов, оказывает большое влияние для более эффективного восприятия