Папки-передвижки

Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией

Марина Рожкова
Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией

Тезисы: комплекс игр для развития речевого дыхания, автоматизации звуков у детей с дизартрией, предупреждения и снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников. Игры рассчитаны на детей 6 - 7 лет. Данный материал будет полезен для воспитателей логопедов, дошкольных учреждений и других узких специалистов ДОУ.

Публикация «Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией» размещена в разделах

В процессе психотехнических упражнений происходит установление положительного эмоционального контакта с детьми; подготовка органов артикуляции к правильному воспроизведению звуков; формирование направленной воздушной струи; развитие фонематического слуха; отработка сохранных звуков, формирование фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией : постановка звуков, развитие фонематического восприятия, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие фонематических представлений, обобщение и закрепление полученных знаний и умений. Разработанный комплекс игровых упражнений и задания в сочетании с приемами психотерапии (релаксация, саморегуляция функционального состояния, кинестетическое восприятие движений) направлены на развитие умения регулировать двигательные действия, управлять своим эмоциональным состоянием. В возрасте пяти-шести лет происходит окончательное формирование речевой деятельности, где достаточно интенсивно созревают и совершенствуются основные функциональные, психические и моторные функции организма. В этот период закладывается будущее здоровье человека как биологическое, так и психологическое. (Н. М. Асмолов, В. К. Бальсевич, И. И. Брехман и др.)

Психотехнические игры на развитие неречевых звуков: «Скажи, что ты слышишь?», «Кто что услышит?», «Найди игрушку», «Жмурки с голосом», «Кто это?», «Слушай звуки», «Слушай хлопок», «Буквы алфавита» и т. д.

Психотехнические игры на развитие высоты, силы, тембра голоса – одни и те же звуки, звукосочетания и слова: например игра «Лягушка». Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит слова водящего, а затем указывает на кого-либо из детей. Тот говорит: «Ква-ква-ква». Водящий должен определить, чей это голос.

Упражнения на развитие остроты слуха: игры «Улавливай шепот», «Эхо», «Узнай по интонации?», «Угадай кто (что) это?», «Покажи правильно».

Формирование навыков элементарного звукового анализа: психотехнические упражнения «Где звук?», «Поймай рыбку», «Кто внимательнее?», «Будь внимателен».

Психотехнические упражнения на развитие навыков элементарного звукового анализа: игры «Выдели слово», «Наши имена», «Сколько слов», «Отгадай, что это?», «Назови первый звук в слове» и др.

Ниже предлагаются психотехнические игры с описанием :

1. «Спонтанное рисование» позволяет снять психоэмоциональное напряжение. В помещении включают негромкую, приятную музыку, можно приглушить свет. В течении 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, делать аппликацию. В данной ситуации ребенок получает полную свободу от взрослого в своей деятельности. Все чувства отражаются на бумаге. Данная игра озволяет учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение; освобождаться от стрессов; способствовать приобретению навыков саморегуляции.

2. «Веселая пчелка» - формирование воздушной струи, автоматизация звука [з].

Представляем, что пчелка села на нос, на руку, ногу. (При этом свободный вдох, на выдохе звук «З-з-з».)

Задачи: учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение; освобождаться от стрессов; способствовать приобретению навыков саморегуляции.

3. «Насос и мяч» - формирование целенаправленной воздушной струи, автоматизация звука [с] и [ш] и их дифференциация.

Один участник игры имитирует работу насоса со звуко-вым сопровождением «С-с-с» (может быть взрослый, другие становятся мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, при согнутых в коленях ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать "мячи", сопровождая действия звуком, дети потихоньку распрямляются, надувают щеки и поднимают руки («мячи» надуты). Ведущий вытягивает «шланг насоса» из «мячей» — дети издают силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в и. п. (опускаются потихоньку на пол).

4. «Медвежата» - формирование воздушной струи, автоматизация звука [р].

Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький комочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал «Р-р-р» .

5. «Остров плакс»

На волшебном острове живут одни плаксы. Путешес-твенник попал на остров и пытается утешить их, но дети-плаксы продолжают реветь «ы-ы-ы». (При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипыва-ние, вдох без выдоха как можно дольше.)

6. «Поза покоя»

Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно -Расслабление приятно!

(Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.)

7. «Подсолнух»

Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза.

Ведущий. Вы чувствуете рядом славную, добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой-большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки — это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрызаете один лепесток (имитируют движения, второй лепесток передали своему другу, а третий лепесток мы сейчас передадим незнакомому другу. Зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы все этого очень хотите. А теперь возьмем друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и всем желаем добра и счастья.

Использованные источники литературы:

1. Темникова Е. Ю. Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией // Universum : Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 8(26). URL : https://7universum.com/ru/psy/archive/item/3476 ( дата обращения: 27.03.2018).

2. Гасанова Д. И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста : дис. …канд. пед. наук. Махачкала, 2000.

3. Маллаев Д. М, Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр. М. : ВЛАДОС, 2013. 152 с.

4. Храмкова Е. Ю. Обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом: дис. …канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2012. – 2011 с.

Публикации по теме:

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Использование игр Никитиных при работе по ФЭМП Более чем уверена, что с играми Никитиных знаком каждый педагог и не раз использовал их в своей практике. Даже я прекрасно помню где-то.

Использование компьютерных технологий при коррекции фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то.

Презентация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Филимонова С. А. В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких.

Консультация «Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников» В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них.

Нарушения речи при аденоидах: пути коррекции Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды. Аденоиды - избыточное.

«Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников». Рекомендации воспитателям ДОУ«Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников». Рекомендации воспитателям ДОУ «Использование подвижных игр в коррекции поведения дошкольников» Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики –.

Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка старшего дошкольного.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речиИспользование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией
Опубликовано: 30 марта 2018 в 14:58
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Марина Рожкова (УИ 414380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД