Марина Рожкова
Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией
Тезисы: комплекс игр для развития речевого дыхания, автоматизации звуков у детей с дизартрией, предупреждения и снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников. Игры рассчитаны на детей 6 - 7 лет. Данный материал будет полезен для воспитателей логопедов, дошкольных учреждений и других узких специалистов ДОУ.
Публикация «Использование психотехнических игр при коррекции фонетического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Игры для детей
- Психологические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
В процессе психотехнических упражнений происходит установление положительного эмоционального контакта с детьми; подготовка органов артикуляции к правильному воспроизведению звуков; формирование направленной воздушной струи; развитие фонематического слуха; отработка сохранных звуков, формирование фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией : постановка звуков, развитие фонематического восприятия, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие фонематических представлений, обобщение и закрепление полученных знаний и умений. Разработанный комплекс игровых упражнений и задания в сочетании с приемами психотерапии (релаксация, саморегуляция функционального состояния, кинестетическое восприятие движений) направлены на развитие умения регулировать двигательные действия, управлять своим эмоциональным состоянием. В возрасте пяти-шести лет происходит окончательное формирование речевой деятельности, где достаточно интенсивно созревают и совершенствуются основные функциональные, психические и моторные функции организма. В этот период закладывается будущее здоровье человека как биологическое, так и психологическое. (Н. М. Асмолов, В. К. Бальсевич, И. И. Брехман и др.)
Психотехнические игры на развитие неречевых звуков: «Скажи, что ты слышишь?», «Кто что услышит?», «Найди игрушку», «Жмурки с голосом», «Кто это?», «Слушай звуки», «Слушай хлопок», «Буквы алфавита» и т. д.
Психотехнические игры на развитие высоты, силы, тембра голоса – одни и те же звуки, звукосочетания и слова: например игра «Лягушка». Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит слова водящего, а затем указывает на кого-либо из детей. Тот говорит: «Ква-ква-ква». Водящий должен определить, чей это голос.
Упражнения на развитие остроты слуха: игры «Улавливай шепот», «Эхо», «Узнай по интонации?», «Угадай кто (что) это?», «Покажи правильно».
Формирование навыков элементарного звукового анализа: психотехнические упражнения «Где звук?», «Поймай рыбку», «Кто внимательнее?», «Будь внимателен».
Психотехнические упражнения на развитие навыков элементарного звукового анализа: игры «Выдели слово», «Наши имена», «Сколько слов», «Отгадай, что это?», «Назови первый звук в слове» и др.
Ниже предлагаются психотехнические игры с описанием :
1. «Спонтанное рисование» позволяет снять психоэмоциональное напряжение. В помещении включают негромкую, приятную музыку, можно приглушить свет. В течении 10-15 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, делать аппликацию. В данной ситуации ребенок получает полную свободу от взрослого в своей деятельности. Все чувства отражаются на бумаге. Данная игра озволяет учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение; освобождаться от стрессов; способствовать приобретению навыков саморегуляции.
2. «Веселая пчелка» - формирование воздушной струи, автоматизация звука [з].
Представляем, что пчелка села на нос, на руку, ногу. (При этом свободный вдох, на выдохе звук «З-з-з».)
Задачи: учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение; освобождаться от стрессов; способствовать приобретению навыков саморегуляции.
3. «Насос и мяч» - формирование целенаправленной воздушной струи, автоматизация звука [с] и [ш] и их дифференциация.
Один участник игры имитирует работу насоса со звуко-вым сопровождением «С-с-с» (может быть взрослый, другие становятся мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, при согнутых в коленях ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать "мячи", сопровождая действия звуком, дети потихоньку распрямляются, надувают щеки и поднимают руки («мячи» надуты). Ведущий вытягивает «шланг насоса» из «мячей» — дети издают силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в и. п. (опускаются потихоньку на пол).
4. «Медвежата» - формирование воздушной струи, автоматизация звука [р].
Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький комочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал «Р-р-р» .
5. «Остров плакс»
На волшебном острове живут одни плаксы. Путешес-твенник попал на остров и пытается утешить их, но дети-плаксы продолжают реветь «ы-ы-ы». (При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипыва-ние, вдох без выдоха как можно дольше.)
6. «Поза покоя»
Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно -Расслабление приятно!
(Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.)
7. «Подсолнух»
Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза.
Ведущий. Вы чувствуете рядом славную, добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой-большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки — это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрызаете один лепесток (имитируют движения, второй лепесток передали своему другу, а третий лепесток мы сейчас передадим незнакомому другу. Зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы все этого очень хотите. А теперь возьмем друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и всем желаем добра и счастья.
Использованные источники литературы:
1. Темникова Е. Ю. Использование психотехнических упражнений в коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у старших дошкольников с дизартрией // Universum : Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 8(26). URL : https://7universum.com/ru/psy/archive/item/3476 ( дата обращения: 27.03.2018).
2. Гасанова Д. И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста : дис. …канд. пед. наук. Махачкала, 2000.
3. Маллаев Д. М, Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр. М. : ВЛАДОС, 2013. 152 с.
4. Храмкова Е. Ю. Обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом: дис. …канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2012. – 2011 с.