Светлана Владимировна Могильникова
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников"
Автор: Могильникова Светлана Владимировна МБДОУ детский сад №1 «Родничок»г. Кедрового.
Тема моего инновационного педагогического опыта «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Публикация «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах
Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа должна приносить ощутить результаты.
Поэтому не случайно оздоровление ребенка - дошкольника является приоритетной задачей в программе модернизация Российского образования.
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышление.
Решению этих проблем поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Цели здоровьесберегающих технологий предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Развитие артикуляционного аппарата
2. Выработка правильного дыхания
3. Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции
4. Укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений, умения управлять собственным мышечным тонусом
5. Способствовать выработке чувства взаимопомощи, коллективных умений
6. Воспитание осмысленного отношения к своему здоровью.
Все технологии, используемые в моей логопедической работе основываются на следующих принципах:
• Не навреди!
• Сознательности и активности
• Систематичности и последовательности
• Доступности и индивидуальности
• Всестороннего и гармоничного развития личности
• Системного чередования нагрузок и отдыха
• Постепенного наращивания оздоровительных действий
• Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
В своей практике я использую следующие современные здоровьесберегающие технологии :
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика проводится мною ежедневно как со всеми детьми – фронтально, перед завтраком, так и индивидуально. Так как индивидуально невозможно позаниматься ежедневно с каждым ребенком, этот метод позволяет охватить всех детей.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально в игровой форме, начинать гимнастику следует с упражнений для губ.
Примерные комплексы артикуляционной гимнастики: «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье» и. т. д.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек
- уменьшить напряженность артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики- выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные.
Дыхательная гимнастика
Гимнастика проводится также ежедневно.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепления навыков диафрагмального – речевого дыхания. Оно считается наиболее правильным типом дыхания. Ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
На каждое занятие включаю несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляю новые. Также использую компьютерную технологию «Бос – Здоровье - детям».
Гимнастика для глаз
Зрительную гимнастику провожу регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Для проведения зрительной гимнастики еще использую стихи, потешки.
Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Развитие общей моторики
Провожу в середине логопедического (фронтального) занятия в виде физкультминутки. Комплекс подбирается к каждой лексической теме и проводится целую неделю.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями даст ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
Развитие мелкой моторики
С. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
С этой целью использую на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Комплекс упражнений подбираю каждой лексической теме. Помимо фронтальных занятий, развиваю мелкую моторику рук и на индивидуальных занятиях. Игры и занятия с пальчиками разнообразны:
- Пальчиковый театр
- Театр теней
- Кукольный театр
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза детей, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить.
Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова – действия, слова – признаки.
И даже самый молчаливый застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Массаж и самомассаж
Массаж является одним из средств лечебно – профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам.
Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями совокупность движений тела, мелкой моторики рук, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
Релаксация
В использовании приемов релаксации придерживаюсь техники поэтапного перехода в состояние расслабления.
Упражнения выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Сначала провожу релаксационный настрой, затем упражнения.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Су-джок терапия
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.
Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец :
- Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
- Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
- Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т. д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.
Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.
Ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации
Любое нарушение речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.
Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка.
Ведь, используя данный приём на занятиях, я не только закрепляю навыки изобразительной деятельности, но и расширяю знания детей по основным лексическим темам. Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки – это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырё х слагаемых: развитое художественно–эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства.
Хотелось бы отметить положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки. Удачно сочетается коррекция звукопроизносительной стороны речи и работа над просодикой. В результате: голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция становится более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети научились интонацией выделять отдельные слова или группы слов.
Логоритмика
Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией провожу в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят свое отражение в мимике.
Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, мажорные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений. Использую задания, такие как: дорисуй, раскрась. Такие приемы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.
Сказкотерапия
Она несет в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, эти самим открывает ребенку перспективы собственного роста.
Арттерапия
Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
На своих занятиях я применяю следующие арттерапевтические техники :
- красочная живопись с помощью пальцев
- рисование пальчиками на крупе
- отпечатки рук на песке
Особенно мне нравиться использовать на занятиях песок. Потому что игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому я использую песочницу на развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, трогая руками песчинки, придумывая различные истории, ребенок развивает мелкую моторику. А это способствует развитию речи, памяти и внимания, что очень важно для детей с нарушением речи.
Все вышеперечисленные технологии проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие детей с нарушениями речи.
Результаты проведения мониторинга показывают, что уровень речевого развития детей с нарушением речи вырос по сравнению с началом учебного года.
Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для меня, как для логопеда, развивается мелкая моторика и мускульная память, повышается работоспособность детей, улучшается качество образовательного процесса. Правильно говорящий ребенок – это здоровый ребенок. Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Подводя итоги, я хотела бы еще раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.