Получи документы

Организация работы по коррекции речи детей 3–6 лет в условиях детского сада

Смирнова Ксения
Организация работы по коррекции речи детей 3–6 лет в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т. д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности.

Публикация «Организация работы по коррекции речи детей 3–6 лет в условиях детского сада» размещена в разделах

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи : если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

3. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном, чётком звучании.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях. Речевой образец воспитателя должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.

В формировании культуры речи детей пример воспитателей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий, с их помощью ребенок учиться, правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

Речевые ошибки детей нельзя оставлять без внимания, их нужно исправлять. Желая привлечь внимание ребенка к его окказионализму, мысленно сопоставить его с нормой и исправить ошибку, взрослый использует различные тактики, учитывая которые можно разделить исправления на прямые исправления и косвенные.

Прямые способы исправления:

• Предложение нормативного варианта взрослым для имитации ребенком.

Косвенные способы исправления:

• Переспросы, вопросы как результат непонимания или изображения непонимания взрослым.

• Оценка взрослым ненормативного детского варианта без называния нормативного варианта

• Указание на отсутствие слова или формы слова в нормативном языке

• Воспроизведение взрослым детской ошибки.

• Смех взрослого как реакция на ошибку ребёнка.

• Предложение ребенку исправиться через аналогичную словообразовательную (формообразовательную) модель.

• Сопоставление ошибки ребенка с такой же ошибкой другого ребенка.

Был проведён эксперимент, целью которого было - исследование исправлений речи детей 3-4 лет и 5-6 лет воспитателем.

Данная цель обусловила следующие задачи исследования:

1. Собрать и классифицировать ошибки детей 3-6 лет.

2. Проанализировать различные тактики исправления воспитателем речи детей.

3. Сравнить способы коррекции речи детей воспитателем с исправлением речи детей матерью.

Материалом данного исследования была речевая продукция детей дошкольного возраста и совместные диалоги детей с воспитателем, в которой присутствовали исправления речи.

Основным методом исследования исправлений воспитателем речи детей является наблюдение, т. к. только благодаря ему можно получить достоверную информацию для количественного и качественного анализа данной проблемы. Необходимость лонгитюдного характера наблюдений обуславливается большим количеством параметров наблюдения, а также тем, что нужно учитывать специфику взаимодействия воспитателя и детей во время рабочего дня.

В эксперименте участвовали дети двух возрастных групп: 3-4 года (младшая группа) и 5-6 лет (старшая группа). Количество детей : младшая группа – 24 человека (13 мальчиков, 11 девочек) : старшая группа – 24 человека (12 мальчиков, 12 девочек). Длительность проведение эксперимента 2 учебных года: 1 учебный год – старшая группа, 1 учебный год – младшая группа.

За время эксперимента была собрана база данных детских речевых ошибок : 500 высказываний детей 3-4 лет и 500 высказываний детей 5-6 лет.

В ходе эксперимента воспитатель находится в непосредственном контакте с детьми. Во время наблюдения воспитатель записывает сделанные детьми ошибки и способ исправления ошибок. После проведения наблюдения классифицирует и анализирует полученные результаты с помощью таблицы, в которой фиксирует сделанные ошибки, способ исправления ошибки, тактику исправления и реакцию ребенка на исправление, тип ошибки и анализ ошибки. После обработки данных можно было выявить наиболее типичные виды ошибок, классифицировать их, оценить количественную и качественную сторону исправлений воспитателем этих ошибок.

При анализе речевых ошибок детей 3-4 лет и 5-6 лет были получены следующие данные: Сравнение различных типов речевых ошибок детей 3-4 лет и 5-6 лет.

Морфология

Наиболее распространё нные морфологические ошибки:

• У детей 3-4 лет является окказиональное конструирование основы 8.6% :

Пример:

Саша Ч. 3. 5: «Я не знаю как сними'ть»

Серёжа К. 3. 8: «Я никогда не плакаю»

• У детей 5-6 лет является сохранение неподвижности ударения 19% :

Пример:

Вероника О. 5. 5: «А покажите нам воду от снега?»

Коля К. 5. 9: «Вы меня поня'ли?»

Фонетика

Наиболее распространё нные фонетические ошибки:

• У детей 3-4 лет замена согласного - 10.8% :

Пример:

Саша Б. 3. 7: «Смотрите какой паблин»

Ксюша А. 3. 9: «Я про «Лепку» сама умею читать»

• У детей 5-6 лет замена согласного 3,4% :

Пример:

Вика П. 5.9. : «Бывают они до цюда» (сюда)

Коля К. 5. 10: «Давайте поиграем в атерье'?»

Меньше всего фонетических ошибок:

• У детей 3-4 лет- добавление согласного (0,1%) :

Пример:

Саша Н. 3.10. : «Ой, колонкольчик зазвонил»

• У детей 5-6 лет метатезис (0,6%, ассимиляция (0,6) :

Пример:

Вика П. 5. 9: «Какая красивая барелина» (балерина)

Вероника О. 5.11. : «За брагадарность» (благодарность)

Лексика

Наиболее распространё нные лексические ошибки:

• У детей 3-4 лет - смешение паронимов 1,7% :

Пример:

Тёма З. 3. 7: «А бабушка дома меня лечила и делала мне галлюцинацию!» (ингаляцию)

Богдан Г. 3. 9: «Угоним машину на помойку?» (на мойку)

Лина И. 3. 5: «Я только в музыкальном зале пью!» (пою)

Рома Б. 3. 11: «В автобусе работает тётя – конструктор (кондуктор)

Алиса А. 3.4. :«Я палец проломала» (сломала)

Женя Д. 3. 10. : «Мама уточка, её сынок утёнок, папа слизень» (селезень)

• У детей 5-6 лет смешение паронимов - 2,6% :

Пример:

Надя Д. 5. 9: «Кто там так хрипит?» (храпит)

Лёша З. 5. 5: «Я надел кофту задом - наоборот?» (наперёд)

Меньше всего лексических ошибок:

• У детей 3-4 лет - изменение фразеологизма (0,2%, изменение значения слова (0,2%, сужение значения слова (0,2%) :

Пример:

Марк К. 3. 7: «У меня от страха волосы дымом»

Юля Л. 3.11. : «Там идут дворник и дворняжка»

Влада Г. 3. 10: «Я не ребёнок. Я- Влада!»

• У детей 5-6 лет расширение значения слова (0,2%, использование слов «языка нянь» (0,2%) :

Пример:

Вика П. 5. 6: «Вы очки наденете, а точку свою оставите! (имеется в виду родинка) И тогда мы Вас узнаем!»

Юля Л. 5. 9: «Я хочу кач-кач» (покататься)

Словообразование

В возрасте 3-4 лет у детей встречается 11% словообразования, а в возрасте 5-6 лет у детей 12,2% случаев словообразования.

Пример:

Саша К. 3. 4:«У нас нет накрывалки?» (скатерть)

Ксюша А. 3. 8:«Это – ове'чик» (ягнёнок)

Аня О. 5. 9: «Я такая быстру'ха» (быстрая)

Таким образом:

• дети в возрасте 3-4 лет больше всего допускают фонетических ошибок (47,7%). Это можно быть связано с состоянием и подвижностью артикуляционного аппарата, развитием речевого дыхания, развитием фонематического слуха у ребенка.

• дети 5-6 лет больше всего допускают морфологических ошибок (58,8%).

Это обусловлено тем, что ребёнок этого возраста активно осваивает трудную морфологическую систему русского языка.

Анализ детских речевых ошибок и анализ исправлений воспитателем речи детей 3-4 лет и 5-6 лет позволяет сделать следующие выводы:

В подавляющем большинстве случаев речевые ошибки детей воспитатель исправлял напрямую.

У детей 3-4 лет - 93% случаев прямого исправления и 7 % косвенного.

У детей 5-6 лет - 84% случаев прямого исправления и 16% косвенного.

• Косвенными способами воспитатель чаще исправляет фонетические ошибки в речи детей 3-4 лет и морфологические – в речи детей 5-6 лет.

• При сравнении способов коррекции речи детей воспитателем с исправлением речи детей матерью мы пришли к выводу, что в повседневном общении с ребёнком мать предпочитает после 3 лет не напрямую исправлять ребенка, а подводить его самого к правильному варианту, используя при этом различные косвенные тактики. Воспитатель же, в силу специфики работы, преимущественно использует прямые способы исправления.

Публикации по теме:

Организация (обеспечение) двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей «Организация (обеспечение)двигательной активности детей через физкульминутки при коррекции речи детей». Физкультминутка не является обязательным.

Обучение детей рассказыванию в условиях детского сада Важнейшей задачей работы с дошкольниками является формирование у них связной устной речи. Овладение связными формами высказывания сложный.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России - новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Организация работы с детьми с ОВЗ и их семьями в условиях сельского детского сада Первый «особенный» ребёнок пришёл в наш детский сад в 2012 году. При поступлении в детский сад Оля не имела никаких навыков самообслуживания,.

Патриотическое воспитание детей в условиях взаимодействия детского сада с социумом Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёйСамое существенное в воспитании нравственных.

Повышение качества подготовки детей к школе в условиях детского сада Что такое готовность к школе? Прежде всего, это общая готовность ребенка, физическая, личностная, интеллектуальная. Физическая готовность.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие.

Самообразование педагога детского сада «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" На 2015-2016 учебный год мною была выбрана.

Сенсорное развитие детей в условиях детского садаСенсорное развитие детей в условиях детского сада Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по коррекции речи детей 3–6 лет в условиях детского сада
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 07:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по коррекции речи детей 3–6 лет в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Ксения (УИ 1375211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД