Лучший педагог года

Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста

Давыдкина Валентина
Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является задачей умственного, эстетического и физического воспитания. Полноценное сенсорное развитие может осуществляться лишь в процессе организованной образовательной и игровой деятельности, когда у детей происходит целенаправленное формирование эталонных представлений о форме, цвете, величине, о свойствах и признаках разнообразных предметов и материалов, особенностях их положения в пространстве и др.

Публикация «Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Итальянский врач, педагог, философ и гуманистка Мария Монтессори на протяжении многих лет работала с детьми. Она разработала методику обучения, которую впоследствии успешно применяла в собственной школе. В результате своих исследований она пришла к выводу, что сенсорное развитие малышей наиболее активно происходит в возрасте от рождения и до 3 лет. В этот период ребёнок изучает мир с помощью тактильных ощущений. Он щупает, трогает, пересыпает, складывает и пробует на вкус [3].

В раннем возрасте дети активно изучают мир. Они накапливают знания о форме, величине, вкусе и запахе предметов. Задачей взрослых в этот период является создание развивающей среды, в которой дети будут получать как можно больше различных ощущений.

Одним из универсальных пособий для развития всех органов чувств, развития речи детей раннего возраста является сенсорная коробка [1].

Сенсорная коробка – это многофункциональная, полезная и простая игра для детей разных возрастов, преимущественно с рождения и до 7 лет.

Игры с ребёнком с сенсорной коробкой способствуют :

- развитию мелкой моторики рук;

- развитию зрительных и тактильных ощущений;

- развитию памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

Сенсорная коробка позволяет ребенку исследовать предметы без ограничений. Их можно не только смотреть, но и трогать, мять, прятать, искать, перекладывать. В процессе игры детские пальчики активно работают, развивается мелкая моторика рук, координация движений, усидчивость и внимательность.

Основой для создания пособия может стать любая ёмкость. Например, картонная коробка, тазик, большая кастрюля, контейнер из пластика или небольшой детский бассейн. Также нужно сделать крышку, которая убережёт игру от пыли и не позволит рассыпаться содержимому.

В качестве основного наполнителя для сенсорной коробки можно использовать :

1. Различные крупы (рис, гречка, манка и т. п.).

2. Макароны различных форм (спиральки, ракушки, бантики, звёздочки и трубочки, рожки в виде букв, цифр или фигурок животных).

3. Бобовые (горох, фасоль).

4. Природные материалы (шишки, каштаны, жёлуди, семена растений, спилы и кора деревьев т. п.).

5. Различные декоративные камешки.

6. Песок (он может быть обычным речным или кинетическим).

Также это может быть смятая бумага, кусочки ткани, пуговицы, шарики из ваты, пряжа. Можно использовать мыльный раствор и дать маленькому исследователю ложку, лопатку или палочку для перемешивания. От подобных опытов дети приходят в полный восторг.

При выборе наполнителя необходимо учитывать следующее: чем младше по возрасту ребёнок, тем крупнее должен быть наполнитель. При выборе мелкого наполнителя ребёнок должен находиться под присмотром взрослого.

В качестве дополнительно материала можно использовать :

1. Предметы небольшого размера (фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов или конструктора, кубики, геометрические фигуры, пластиковые буквы, цифры и др.).

2. Различного рода ёмкости и вспомогательные предметы для игры (стаканчики, миски, кастрюльки, сито, пинцет, лупа и др.).

3. Инструменты для манипулирования и сортировки (сито, тарелочки, стаканы. Мерные ложки, щипцы, грабельки и др.).

Предметы для сенсорной коробки нужно подбирать различные по форме, цвету, размеру.

Чтобы детям не наскучила игра, необходимо время от времени менять её наполнение. Следить за тем, чтобы в коробке не оставалось сломанных игрушек и другого испорченного материала. Наполнение сенсорных коробок меняется вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям.

Все дети разные. Одни могут подолгу заниматься игрой, спокойно изучая содержимое, другие так и норовят раскидать всё по помещению или попробовать на вкус новый предмет. Но в любом случае нельзя оставлять ни тех, ни других наедине с сенсорной коробкой. Это может быть очень опасно из-за наличия мелких деталей, поэтому, учитывая ранний возраст, необходимо отдавать предпочтение более крупным деталям.

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать в педагогической деятельности: занимают немного времени на подготовку, компактны, доступны, предоставляют множество возможностей для обучения, являются отличным дополнением к тематическим занятиям, легки и доступны в исполнении для любого педагога.

Варианты сенсорных коробок.

Ароматическая сенсорная коробка. Для наполнения используются специи и разные ароматные травы, но без резкого запаха. Например, мята, лаванда, звёздочки аниса, кориандр. Чтобы обезопасить ребёнка от вдыхания мелких частиц, можно упаковать их в небольшие текстильные мешочки, часть положить отдельно (например, апельсиновые корочки). Ребенок сможет пробовать их на ощупь и одновременно познавать незнакомые для него запахи.

Музыкальная сенсорная коробка. Для детей раннего возраста может быть наполнена предметами, которые шуршат, звенят, брякают и стучат. Подойдут музыкальные инструменты, небольшие бутылочки с бусинками, которые можно трясти, металлические или деревянные ложки, молоточки, колокольчики.

Коробочка с одним типом наполнения. Например, только с деревянными фигурками разной формы или с металлической кухонной утварью. Можно добавить в коробку предметы одного цвета: красного, жёлтого, синего или зелёного, но при этом они должны отличаться по фактуре (быть мягкими и твёрдыми, длинными и короткими, гладкими и шершавыми).

Сенсорная коробка с разнообразными предметами. Например, «Мишкина коробка», куда можно положить небольшого плюшевого мишку, резиновый попрыгунчик, бубен, крышечку от кастрюли, бусы, зубную щётку, тюбик с пастой. Чем разнообразней вещи, тем больше стимулируются пальчики ребёнка.

Сенсорная коробка для сортировки. Детям раннего возраста интересно сортировать предметы. Для этого используют совочки, мерные ложечки разного размера, черпачки, сито и миски. Наполнить ёмкость можно крупой, песком и добавить игрушки. Дети выбирают предметы и раскладывают их по тарелкам или небольшим контейнерам. Также они могут перекладывать содержимое с помощью лопатки, тем самым обучаясь правильно держать ложку.

Водные сенсорные коробки. Необходимо налить в таз немного воды и бросить туда игрушки. Нужно выбирать их так, чтобы одни плавали, а другие тонули. Пусть ребёнок с помощью сита или поварёшки вылавливает предметы. Другой вариант игры – делать игрушкам кораблики и наблюдать, как они плавают по воде. Также это может быть тематическая коробка («Пруд», «Море» и др.).

Тематическая сенсорная коробка. Наполнение такой коробки соответствует определённой теме.

Ферма: для наполнения подойдут фигурки домашних животных. Землю без труда можно сделать из бурого риса, фасоли или гречки. Водоём лучше соорудить в отдельной ёмкости, налив туда воды. Как вариант – сделать его из голубых стеклянных камушков или синих ниток. Для загона подойдёт небольшая картонная коробочка без одной стенки. Приготовить свежие или высушенные траву и листья. Ребята смогут ухаживать за лошадьми, коровами, козами, поросятами, кормить и поить их из чашки, выводить на прогулку, укладывать спать. В процессе игры нужно рассказывать ребёнку о животных, что они едят, как называются их детёныши, что они дают человеку.

Зоопарк: для наполнения понадобятся фигурки разных животных и человечков, из картонной коробки сделать киоск с мороженым, водопад из пряжи или полосок полиэтиленового пакета голубого цвета; корм для животных (семечки, пшено, жёлуди).

Используя сенсорные коробки, нужно придерживаться основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход [2].

Сенсорная коробка является универсальным обучающим и развивающим пособием для работы с детьми раннего возраста.

Для поддержания интереса необходимо периодически менять и дополнять содержимое и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с пособием давала им ощущение новизны и оставалась для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Список литературы

1. Балашова Э. В. Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников / Э. В. Балашова, Ю. М. Васина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 601-605.

2. Кириенко В. Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 31-33.

3. Кошельченко А. С. Организация работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством исследования наглядно-дидактического материала // Интерактивная наука. - 2021. - №4 (59). – С. 20-24.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ» Цель: формирование практических навыков применения документ камеры в образовательном процессе. Задачи: 1. познакомить с основными возможностями.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 13 января 2022 в 12:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Давыдкина Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД