Лариса Борисова
Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Публикация «Проект „Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании.
Цель проекта: развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.
Задачи проекта:
- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
- формировать познавательный интерес, развивать воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие со сверстниками;
- развивать устную речь ребенка;
- развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект - карты;
- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;
- сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
- связная речь детей стала грамотнее, логичнее;
- повысилось профессиональное мастерство педагогов;
- родители повысили свою педагогическую грамотность, вовлечены в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы: с детьми: занятия по речевому и познавательному развитию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; с педагогами: проведение консультаций, мастер – классов;
с родителями: проведение консультаций, мастер- класс, открытый показ занятия.
Тип проекта: информационно - практико- ориентированный - творческий
По составу участников: групповой (дети, воспитатели, родители).
По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 года - май 2021 года).
Этапы работы над проектом:
1. Организационно - подготовительный
2. Основной – практический
3. Заключительный (аналитический)
1 Этап. Подготовительный (информационно-аналитический):
- подбор и изучение методической, справочной литературы по теме проекта;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
- вовлечение родителей воспитанников в реализацию проекта.
2. Этап. Основной (практический):
- консультации в уголок для родителей по теме проекта;
- подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт;
- создание интеллект - карт с участием детей и родителей;
- создание детьми интеллект – карт для подшефной группы.
- занятия с применением метода интеллект - карт;
- семинар – практикум с педагогами по применению в практической работе метода интеллект - карт;
- дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.
3. Этап. Заключительный (аналитический):
- анализ результатов проекта;
- обобщение педагогического опыта.
Вывод: Таким образом, реализация проекта «Использование метода интеллект - карт в образовательном процессе ДОУ» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада. Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям. Воспитатели и педагоги изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей. Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности. Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы. Список использованной литературы:
Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.