Евгения Кинешемова
Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер и как, наконец- то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым знаниям.
Чтобы научить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы, прививать любовь и бережное отношение к природе, мною было принято решение о создании метеоплощадки в детском саду. Это мой второй вариант метеоплощадки, более усовершенствованный
Публикация «Метеостанция в детском саду, Использование в образовательном процессе» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Метеоплощадка в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время.
Воспитатель с детьми снимает данные с приборов метеоплощадки и заносит их в дневник наблюдений. Так же используется для проведения занятий на тему экология, знаний времен года, природных явлений.
Цель создания метеоплощадки :
• учить детей наблюдать за изменениями погоды.
• определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, используя для этого специальные приборы;
• прививать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи создания метеоплощадки :
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
Формировать представления о четырех частях света.
Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.
Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Основное оборудование нашей метеоплощадки :
1. Информационный стенд.
2. Термометр.
3. Ветровой рукав.
4. Осадкомер.
5. Ловец облаков.
1. Информационный стенд.
Здесь ребята уточняют знания о времени года, названии месяца, дни недели, части суток, состояние погоды.
Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.
2. Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно»,«тепло», «жарко». (термометр на информационной стенде)
• Что влияет на температуру воздуха на улице? (солнце)
Опыт. Как солнце может влиять на температуру воздуха. Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.
Вывод: показания термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами выше, чем показания термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Это происходит потому, что термометр нагревают солнечные лучи и показания его выше. А термометр, расположенный в тени, защищен от солнечных лучей, его показания ниже.
• Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?
Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что на улице температура воздуха ниже. - Почему в группе теплее, чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.
Опыт 1. Действительно ли лампы могут обогревать воздух. Для этого необходимо включить настольную лампу. Взять термометр и отметить температуру воздуха на начало опыта. Через некоторое время отметить температуру воздуха около настольной лампы.
Вывод: с помощью настольной лампы воздух нагревается, и температура становится выше. Искусственное освещение влияет на температуру воздуха в группе.
Опыт 2. Подышали на ладошку. Тепло или нет?
Вывод: Наше дыхание влияет на температуру воздуха в группе.
• Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.
Опыт. Для опыта понадобится два термометра, лампа, длинная линейка.
Воспитатель вместе с детьми берет линейку и помещает один термометр на отметку 10 см, а второй термометр – на отметку 100 см. Поднести линейку от нулевой отметки к включенной лампе. Через 10 минут сравнить показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.
Вывод: Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр.
• Как температура воздуха зависит от солнечного тепла.
Опыт 1. Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером. Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером. Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой. Чертится температурный график. После чего дети сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы.
Вывод: Температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля
удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность. Днем солнечные лучи короткие, земная поверхность нагревается сильнее.
Опыт 2. Сравнение температуры воздуха по месяцам. Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха в течение двух месяцев. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного месяца и другого. Например, почему
температура воздуха в октябре ниже, чем в сентябре?
Вывод: Температура воздуха в октябре ниже, чем температура воздуха в сентябре. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее, и они не могут сильно нагреть земную поверхность.
Опыт 3. Сравнение температуры воздуха по сезонам. Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного сезона и другого. Например, почему температура воздуха зимой ниже, чем летом?
Вывод: Температура воздуха зимой ниже, чем температура воздуха летом. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее, и они не могут сильно нагреть земную поверхность.
На высоком деревянном шесте прикреплен
3. ветряной рукав указатель направления и силы ветра.
Опыт № 1. Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал: Вертушка Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Воспитатель организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
На стойке (лягушка) прикреплен
4. Осадкомер.
Осадкомер - служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Снегомер - применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова.
Что делать с линейкой для измерения снежного покрова летом?
В нашем селе летом снега нет, это не повод забыть об этой линейке. Есть, как минимум один способ использовать метеорологический измерительный прибор с пользой.
Измеритель высоты газона. Наблюдаем вместе с ребятами, за ростом травы на площадке. Обращаем внимание детей, что после дождя рост ускоряется, а в засушливые периоды замедляется.
5. «Ловец облаков» настолько прост в обращении, что им могут легко пользоваться дети младшего дошкольного возраста.
Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.
«Ловец облаков» состоит из:
композитного полотна со смотровым окном и изображением 8 видов облаков
пластиковой рамы, обеспечивающей вращение рабочего полотна ловца вверх-вниз, влево-вправо;
опорного столба, вкопанного в землю.
Для наблюдения за облаками с помощью данного прибора, следует встать лицом к рабочей стороне полотна (к картинкам облаков). Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок облачного неба. Затем вид в окне сравнивают с изображениями на «Ловце облаков».
Упражнение №1 «Знакомимся с облаками»
Упражнение №2 «Сделай облачко из ваты»
Упражнение № 3 “Прояви фантазию и смекалку”
Педагог просит детей подойти к прибору и внимательно его изучить. После того, как дети самостоятельно ознакомятся с прибором, можно приступать к вопросам:
“Ребята, смотрите, какое интересное устройство придумали метеорологи! Кстати, а кто знает, кто такие метеорологи? “(Ответы). Если дети отвечают не правильно или затрудняются, педагог дает верную информацию. Можно двигаться дальше.
“Давайте подробнее рассмотрим этот интересный прибор! Кто скажет какой он формы? (Ответы). Сколько картинок расположено на приборе? (Ответы). Что изображено на картинках? (Ответы - облака). “
“ Молодцы, ребята, этот метеоприбор нужен, чтобы наблюдать за облаками. А называется он «Ловец облаков». А теперь давайте я вам расскажу как мы с вами сможем поймать облака с помощью этого прибора. ”
(Картинки всех видов облаков подписаны на приборе, педагог легко сможет определить тип облаков и рассказать о них детям. После упражнения можно задать вопросы на усвоение материала).
Упражнение № 4 “Какие над нами облака”
“ Ребята, с помощью нашего ловца мы с вами узнаем, какие именно облака находятся на небе прямо сейчас! Кто хочет стать первым исследователем?” (Педагог выбирает самого активного ребенка).
“ Попробуй покрутить этот квадрат: вверх, вниз, влево, вправо. Получается! А теперь наводи окошко на небо и внимательно посмотри через него. Умничка! Видишь в окошке облака? Можешь нам рассказать, какие они?” (Ответ) “Здорово! А теперь посмотри на картинки на нашем “Ловце облаков” — есть ли на нем картинка облаков которые ты видел (видела) через окошко? (Ответ). Покажи всем детям картинку на которой изображены точно такие же облака, как на небе сейчас. ” (Ребенок показывает подходящую картинку. Педагог называет вид облаков и рассказывает о них детям, если дети уже знают названия облаков и их свойства, они могут сами дать прогноз погоды. Здесь педагог может подключить детскую фантазию и поговорить например о снеге, зиме, зимних видах спорта ил о дожде, почему говорят о грибном дожде и др.).
«Ловец облаков» поможет воспитателям разнообразить занятия по изучению природных явлений и добавит в методический материал яркую краску индивидуальности.
Примерный план работы метеостанции.
1.
Знакомство с метеостанцией и ее содержанием.
Познакомить детей с назначением метеостанции, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.
Совместное обследование метеостанции.
Практическое снятие показаний термометра.
2.
.
Какой бывает ветер?
Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).
Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости.
султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча.
3.
Части света и солнце.
Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.
Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером.
Компас, графическое изображение.
4
Откуда дует ветер?
Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи.
Совместная практическая деятельность.
5
Что такое осадки и как их измерить?
Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями.
Совместное изготовление дождемера из подручного материала.
Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.
6.
Рассматривание облаков.
Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.
Наблюдение за формой и движением облаков.
Карточки с изображением разнообразных облаков.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов. Работа продолжается не только на метеоплощадке, но и в группе в уголке природы. Ребята совместно с воспитателем заполняют календарь природы, рисуют рисунки, проводят опыты.