Лали Угрехелидзе
Использование ритмической гимнастики в развитии координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ритмической гимнастики в развитии координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Хочу поделиться опытом работы по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Использование ритмической гимнастики в развитии координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
В качестве основного средства по развитию координационных способностей у детей старшей группы нами было решено использовать ритмическую гимнастику. Работа по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилась в ГБДОУ детский сад № 56 Калининского района СПб с детьми старшей группы № 8 при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Включение комплексов ритмической гимнастики в разные формы работы:
- утреннюю гимнастику,
- физкультурные занятия,
- гимнастику после дневного сна,
- занятия по ритмической гимнастики,
- физкультурные и музыкальные досуги;
а также использование подвижных игр, направленных на развитие координации, в двигательной деятельности на прогулке.
Физкультурные и музыкальные занятия проводились, в отдельных помещениях детского сад, в которых сконцентрированы и систематизированы:
физкультурное и музыкальное оборудование (стандартное и нестандартное)
инвентарь (стандартный и нестандартный)
пособия для занятий;
методическая литература по ФИЗО; и музыкальному репертуару
картотека комплексов гимнастик, подвижных (малоподвижных/подвижных, народных) игр, считалок и др. ;
конспекты занятий, развлечений, спортивных и музыкальных праздников;
Магнитофон; Mimio оборудование;
Фонотека.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального и спортивного залов обеспечивает: всестороннее, гармоничное развитие личности каждого ребенка, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Отвечает педагогическим, лечебно-профилактическим, санитарно-гигиеническим нормам.
2. Проведение индивидуальной работы со старшими дошкольниками в процессе ритмической гимнастики с учетом результатов диагностики;
3. Овладение воспитателями комплексами упражнений ритмической гимнастикой, способствующими развитию координации.
Ведь успех работы по развитию координационных способностей у детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей и родителей. Для достижения положительных результатов в годовом плане музыкального руководителя ДОУ была отражена работа, направленная на всестороннее развитие детей, в том числе координационных способностей.
Первый этап
Разучивание комплекса ритмической гимнастики
первичное ознакомление и начальное разучивание комплекса;
углубленное разучивание (работа над точностью движений);
совершенствование (работа над выразительностью движений);
развитие творчества и самостоятельности детей, варьирование музыкально – ритмических движений.
Упражнения на координацию движений дети разучивают в виде “ритмических блоков”, на физкультурных и музыкальных занятиях, во время прогулок, на утренней гимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения дети усваивали, а вот качество выполнения отрабатывалось во время занятий ритмической гимнастикой. Начинали обучение с наиболее простых упражнений локального воздействия. Это в частности, движения в суставах конечностей, движения головой, плечами, тазом («Наклоны головы в стороны», «Наклоны головой вперед и назад», «Поднимание плеч»).
Постепенно усложняя комплекс ритмической гимнастики, переходим к разучиванию более трудных упражнений регионального воздействия. К ним относятся упражнения: «Поднимаем плечи», «Спрятались и показались», вовлекающие в движение несколько суставов и частей тела. Дальнейшее усложнение комплекса ритмической гимнастики предполагает освоение упражнений (наклоны, выпады, махи ногами с движением рук и т. д., направленных на работу мышц всего тела. В последнюю очередь разучиваются упражнения для одной или нескольких частей тела в сочетании с элементами танца, бегом, прыжками.
Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравилось выполнять их с музыкальным сопровождением. (К. Тарасенкова: «Разноцветная семья», Л. Ракуто: «Лето» М. Сироткина: «Кузя», К. Шипулина: «Фонари» Шоу-группа «Улыбка» : «Медвежий сон» и другие)
Под воздействием музыки движения становились более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально – ритмические движения помогали детям научиться владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей.
При проведении работы на физкультурных занятиях с использованием упражнений по ритмической гимнастике активные движения чередовали с ходьбой или движениями, успокаивающими дыхание, не перегружали детей бегом или подскоками, учитывали индивидуальные особенности детей. Начинать занятия всегда нужно с небольшой дозировки нагрузки, выполнение упражнений в среднем темпе, с увеличенной амплитудой.
Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Для каждого упражнения, игры, танца выбирается наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально – двигательного задания.
Разучивание нового движения, позы предварять точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
В начале работы упражнения выполняются вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Необходимо подобрать фонотеку для музыкального сопровождения упражнений. Ведь правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце. (Музыкальный альбом «Лучшие песни для детей» и «Песни современной эстрады»).
С целью развития координационных способностей детей были подобраны упражнения «Пингвин», «Лошадки», «Мышки», «Медведь», «Обезьянки», «Незнайка» и другие) и комплексы ритмической гимнастики. ( Автор комплексов: Александрова Е. В.)
Утреннюю гимнастику необходимо проводить ежедневно продолжительностью 10 – 12 минут. При проведении утренней гимнастики руководствовались следующими требованиями: использовались упражнения для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей. Такие как: «Маятник», «Прыжки-звёздочки» и другие.
Упражнение на координацию движения под музыкальное сопровождение можно включать в гимнастику после дневного сна, которая имеет игровой характер и состоит из 3-6 имитационных упражнений. («Кошечка», «Ветерок», «Лягушка»). Для музыкальных «подъемов» подбирались преимущественно классические произведения (Э. Григ «Утро», П. Мориа «Голубая вода», И. С. Бах «Воздух»).
В двигательной деятельности на прогулке большое внимание необходимо уделять развитию физических качеств и координации движения, равновесию, умению ориентироваться в пространстве. Давать детям задания на создание образа в движении («Делай как я», «Море волнуется», давали детям задания на создание образа в движении, например: «Скакалки» и другие).
Эффективности работы по развитию координационных способностей невозможно достичь без участия родителей и воспитателей. Ведь от взаимодействия всех участников педагогического процесса зависит, будет ли, достигнут положительный результат.