елена смолко
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм поведения в обществе; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Цель этого процесса заключается в том, чтобы на основе приобщения к событиям и явлениям социальной действительности оказывать детям эмоциональную поддержку, развивать у них уверенность в своих силах, содействовать эмоционально-положительному отношению к окружающим, формировать социальные навыки. Мы поставили перед собой цель: создать условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через внедрение новой технологии в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.
Публикация «Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Создать модель целостной воспитательной среды для полноценного социально – эмоционального развития ребенка и апробировать ее в педагогическом процессе с детьми-дошкольниками.
2. Разработать и систематизировать методы, средства, формы организации работы с детьми, обеспечивающие социально- личностное развитие.
Формирование социальных навыков осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту детей разнообразные виды деятельности.
Изучив современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного Отечества я пришла к выводу, что: проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.
Метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, это стимулирует детей к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений, навыков планирования и организации труда.
Проектная деятельность является интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Суть ее - развитие личности дошкольника, стимулирование интереса детей к решению проблемных ситуаций.
Особая педагогическая значимость метода проектов в том, что:
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
Поэтому план такой деятельности нельзя составить в традиционной форме, нельзя заранее предугадать, что детям будет интересно на данном этапе. Отсюда педагог становится соучастником ребенка в создании условий, планирования и осуществления деятельности на пути решения различных задач.
В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.
Метод проектов дает возможность:
- сконцентрировать материал по определённой теме; - повысить уровень собственной компетентности по проблеме; - вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями; - ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач; - сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
В практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. И более подробно я хочу рассказать о проекте, который реализуется в нашей группе. Проект «От прадедов до правнуков» рассчитан на 2 учебных года.
Работа носит интегрированный характер. Поскольку эта работа многогранна по содержанию и включает целый комплекс задач, мы решили, что будет целесообразно решать их поблочно.
1-й год: - «Родной очаг»
- «Я горжусь своей семьей»
2-й год: - «Моя малая Родина»
- «Моя Родина – Россия»
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих близких, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь. Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. С этой целью решено было создать мини-музей «Сундук моей бабушки». Сундук, шкатулка – хранилище семейных реликвий. Семейные реликвии – это связь поколений, их хранят, чтобы память жила и передавалась от прадедов к правнукам, ведь история семьи – это история страны.
Но заговорить вещи, лежащие в сундуке, могут только, если расспросить о них старших родственников. Разговор со старшими членами семьи и поисковая работа помогут открыть исторический путь отдельной семьи (рода, а через него - историю нашего края.
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом. Важно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события ит. д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Для воспитания нравственно-патриотических чувств важно показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех; - везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Мною была разработана педагогическая модель, содержащая систему познавательной информации по теме проекта.
Безусловно, данная работа требовала больших усилий в плане сбора информации. Но оказалась, что данная работа увлекла все семьи. Особенную гордость испытали дети, что нашли фотографии и могут рассказать о прабабушках и прадедушках, их славном прошлом.
Дошкольники осваивают понятие патриотизма через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Создание мини-музея «Сундук моей бабушки» стало итоговым мероприятием первого года по проекту. Разговор со старшими членами семьи и поисковая работа помогли открыть исторический путь отдельных семей.
В шкатулках, саквояжах сохранились документы, пожелтевшие фотоснимки, письма. На выставке были представлены рукотворные вещи из старинных деревенских сундуков: покрывала, скатерти, вышивки и многое другое. Взрослые написали творческие работы, в которых история их семьи была представлена через рассказ о семейных реликвиях.
Было по-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвовали в работе музея, рассматривали все экспонаты и слушали истории о каждом из них.
Анализируя результаты проходящей работы, можно делать выводы о том, что интерес родителей к тому, как проводят время их дети в детском саду значительно возрос. Работа по данному проекту еще не окончена. Но можно сказать о первых результатах
- Дети лучше знают свои корни, имеют представление, что такое «род», «родословная», «семья», «предки.
- Дети получили необходимую информацию о своей семье. - Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций, поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. - Повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
И главный результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.